Снятый 55 лет назад советский "Мёртвый сезон" подарил зрителям апокрифическую шпионскую сцену на мосту и будущего президента РФ.
Когда почти половина рабочего материала "Мертвого сезона" была отснята, у части руководства Госкино сформировалось мнение, что актеры играют неубедительно и надо все переснять. И тогда режиссер-дебютант 32-летний Савва Кулиш пригласил на закрытый показ консультантов из КГБ. Те вошли в зал, когда свет уже погас. После один из контрразведчиков оборвал споры: "Актёры играют хорошо". Им был асс советской разведки Конон Молодый.
Советская почтовая марка /фото monetus.ru
"Конон Трофимович Молодый (1922-1970) - кадровый советский разведчик-нелегал, действовавший под именем Гордона Лонсдейла. Родился в Москве, в семье научных работников. Участник Великой Отечественной войны. В органах внешней разведки с 1951 года. В 1954 прибыл в Канаду по поддельным документам и стал Гордоном Лонсдейлом. В начале 1955 обосновался в Великобритании и стал миллионером. Самое его удачное знакомство состоялось со служащим военно-морской базы. Тот в течение нескольких лет продавал Лонсдейлу секреты, которые сэкономили СССР несколько миллиардов долларов на разработку систем вооружения. Провал случился в 1961-ом. Его приговорили к 25 годам, а 3 года спустя обменяли на провалившегося в СССР британского шпиона Гревилла Винна".
В 1970-1980-е имя литовского театрального актера Донатоса Баниониса было известно всем. Его называли одним из самых интеллектуальных актеров своего времени. Но вскоре после распада СССР о нем забыли, перестали узнавать даже на улицах родного Вильнюса, а на волне борьбы с наследием советского прошлого взялись пенять актеру на былое членство в КПСС. На снимке – Банионис в роли разведчика Лодейникова./фото film.ru
Материалы для сценария тщательно отбирали и готовили в КГБ, а для подстраховки навязали консультанта – Конона Молодого, отдельные эпизоды из разведбиографии которого легли в основу фильма. Исполнитель роли главного героя Донатас Банионис вспоминал, как попросил режиссера Кулиша предупредить, когда Молодый прибудет на съемки. Цит.: "Так вот, стоит рядом с нами!" – показал режиссер. Я смотрю – совсем не похож на разведчика… советский шпион должен быть очень красивый, высокий, с широкими плечами. А Молодый был немножко похож на меня."
Внешнее сходство актера и разведчика было не решающим, но весомым аргументом в пользу Баниониса. А ведь на главную роль тогда пробовались Вячеслав Тихонов (его Штирлиц еще впереди). На его фоне Банионис расценивал свои шансы как мизерные и согласился приехать в Ленинград, на пробы, сугубо с меркантильным интересом. Цит: "Думал, поеду, получу какие-то суточные, билет туда-обратно оплатят, пойду в Гостиный двор, куплю запчасти для своей машины, и спасибо, больше ничего". А Банионис был утвержден.
Глиникский мост (Glienicker Brucke) – мост в Германии через реку Хафель, соединяющий Берлин и Потсдам. Несколько раз использовался спецслужбами для обмена арестованными шпионами, в СМИ его прозвали «шпионским». Первый такой обмен состоялся 10 февраля 1962 года, когда СССР обменял сбитого в небе над Свердловском американского летчика Фрэнсиса Пауэрса на арестованного ФБР Рудольфа Абеля. Нашего лже-Лонсдейла на английского шпиона Гревилла Винна тоже меняли здесь. По рассказу Конана Молодого, тогда, увидев Винна, он почувствовал, что его визави едва сдерживается, чтобы не побежать. В этом случае началась бы пальба с обеих сторон, и оба разведчика неминуемо бы погибли. По счастью, обошлось./ фото smotrim.ru
Как это нередко случается, в первые съемочные дни снимали сразу финальные эпизоды. А именно – сцену на мосту, где нашего разведчика обменивают на засыпавшегося в СССР шпиона, полковника Николса. Поскольку Николса играл былой партнер Баниониса по фильму "Никто не хотел умирать" (1965), его земляк Лаймонас Норейка, в будущем это послужит предметом анекдотов на тему "как одного литовца на другого меняли". Съёмки на мосту велись в начале сентября 1967 года на 62-м км Ленинградского шоссе. Эти несколько минут экранного времени, в течение которых два разведчика, шагнув навстречу, смотрят друг другу в глаза, после чего следует разъезд машин, увозящих нелегалов в противоположные стороны, по сей день считается одной из самых сильных сцен в мировом шпионском кино. В том, что она получилась психологически исключительно достоверной, прежде всего, заслуга "консультанта К. Панфилова" - под таким именем Молодый фигурирует в титрах.
Как и в большинстве советских фильмов, действие которых происходит на Западе, натуру снимали в Прибалтике. Так что в небольших ролях засветилось множество прибалтийских актеров. Хотя Банионис неплохо знал русский язык, его акцент был заметен. Голос разведчика Ладейникова принадлежит актеру Александру Демьяненко из гайдаевского "Шурика".
Та самая сцена «на мосту»/кадр из фильма, film.ru
По сюжету в западном курортном городке, в секретной лаборатории бывший нацистский преступник доктор Хаас ведет опыты по изготовлению газа "Эр-Эйч", превращающего людей в неразумное стадо. Ладейникову требуется человек, способный опознать Хааса, и руководство КГБ обращается за помощью к актеру московского ТЮЗа Ивану Савушкину: в 1944 году тот чудом бежал из фашистского концлагеря, где Хаас проводил свои смертельные эксперименты, и теперь является одним из немногих свидетелей, знающих в лицо нацистское чудовище в белом халате… Такая сценарная история родилась не на пустом месте.
Дело в том, что однажды Лонсдейл-Молодый получил важную информацию от своего источника, работавшего в научно-исследовательском центре в Порт-Дауне. Источник сообщал, что в их центре трудится нацистский преступник, который собирается распространить в Великобритании новый штамм чумы, чтобы потом обвинить в этом КГБ. Благодаря предпринятым нашими контрмерам этим планам не суждено было осуществиться. И хотя подробности той операции до сих пор носят гриф секретности, ассоциации с относительно недавними событиями в Солсбери невольно напрашиваются.
Поскольку имя Конона Молодого в то время еще широко не упоминалось, в "Мертвом сезоне" зрителям показали другого реального агента – "рассекреченного" Рудольфа Абеля. По настоянию КГБ в зачине фильма он выступает с кратким комментарием. Цит.: "Бредовые идеи не погибли вместе с гитлеровской Германией… Всякий раз, когда мы встречаемся с людьми, которые имеют в своих руках страшные средства массового истребления, встаёт вопрос — раскрыть их замыслы, раскрыть, чтобы избежать катастрофы… Конечно, страна не названа, изменены имена, но основа картины подлинна, как подлинна та борьба, которую мы ведём".
Злодей доктор Хаас гибнет от руки секретарши, роль которой исполнила актриса рижского ТЮЗа Анда Зайце/ кадр из фильма, kino-teatr.ru
Дебютный фильм Кулиша стал настоящим откровением для зрителей: сильные характеры, крепкая драматургия. Николай Долгополов, автор вышедшей в серии "ЖЗЛ" книги о разведчике Рудольфе Абеле, описывает совместный просмотр: "Первая серия им очень нравилась, потому что напоминала то, что они в принципе делали. Вторая серия – с перестрелками – вызывала лишь улыбку: потому что, когда начинается стрельба – заканчивается разведка".
В советском кинопрокате 1969 года "Мёртвый сезон" занял 12-е место, собрав 34,5 млн зрителей. Володе Путину в том году исполнилось 17.
"Почему Владимир Путин пошел работать в КГБ? По той же причине, по которой все мы что-то делаем: он посмотрел кино. Как утверждается, избрать профессию, связанную с репрессиями и шпионажем, российского президента подтолкнул — среди прочих факторов — "Мертвый сезон". В этом снятом в 1968 году Саввой Кулишом советском шпионском фильме литовский актер Донатас Банионис сыграл роль агента разведки, напоминающего Джеймса Бонда. Когда Банионис встречался с Путиным в Кремле, он спросил российского лидера, правда ли, что на его выбор профессии повлиял герой "Мертвого сезона". Путин засмеялся и сказал: "Было дело".("How the Actor Donatas Banionis Inspired Vladimir Putin to Become a Spy" // The Daily Beast, 07.09.2014)