25 июля 2000 года в Петербурге установили памятник Остапу. Считается, что внешне бронзовый Великий комбинатор очень похож на одного известного человека.
Живший в эмиграции Владимир Набоков высоко ценил творчество Ильфа и Петрова и одним из первых раскусил авторский замысел, ставший для них своего рода оберегом в сталинские 1930-е:
"Ильф и Петров, два замечательно одаренных писателя, решили, что если сделать героем проходимца, то никакие его приключения не смогут подвергнуться политической критике. Поскольку жулик, уголовник, сумасшедший и вообще любой персонаж, стоящий вне советского общества, иначе говоря, любой персонаж плутовского плана не может быть обвинен в том, что он недостаточно хороший коммунист или просто плохой коммунист".
Но даже и такой литературный прием все равно потребовал от авторов финального морализаторства. В случае с "Золотым теленком" оно как бы сводилось к нехитрому тезису о том, что главный герой глубоко просчитался, решив, что можно стать счастливым, имея много денег. Дескать, вот вам новоиспеченный миллионер, а на деле – несчастный человек, мало не изгой. Да, у Остапа Бендера было лишь два пути – либо уехать в Рио, либо обосновать персональное крохотное Рио на территории СССР. Но когда великий комбинатор с грустью констатирует "государство не считает меня покупателем, оно интересуется, каким путем заработаны мои деньги", невольно задаешься вопросом: дружище, а о чем ты раньше думал? Трудно поверить, что Остап, человек недюжинного интеллекта и с колоссальным знанием жизни, заранее не предвидел подобное.
Ист. фото - kinokakpovod.ru
Подпольного миллионера Корейко сыграл Евгений Евстигнеев. В пересчете на нынешний курс его состояние оценивается примерно в 1,8 млрд
Когда режиссер Михаил Швейцер задумал экранизировать "Золотого теленка", он уже представлял, кого хотел бы видеть в ролях Бендера и Шуры Балаганова. Разумеется, Сергея Юрского и Леонида Куравлева, ярко блеснувших в его последнем фильме "Время, вперед!" (1965). Однако по тем временам кастинг был строго обязателен, так что актерам пришлось доказывать свою состоятельность наравне с другими претендентами. И если на пробах Куравлев легко переиграл Вячеслава Невинного, то список конкурентов Юрского оказался и длиннее, и внушительнее. Тогда в Бендеры метили Николай Губенко, Александр Пороховщиков, Владимир Басов, Борис Зайденберг, Владимир Высоцкий. Среди приглашенных на пробы значился и Арчил Гомиашвили, но грузинский актер, сославшись на загруженность в театре, предложение Швейцера проманкировал. Своего Бендера он сыграет позже, в "12 стульях". В итоге режиссеру удалось отстоять перед худсоветом кандидатуру Юрского.
Бендер у Юрского получился фигурой куда более трагической, чем того желалось охочему до гэгов рядовому зрителю. Отсюда и изначально недоуменная, даже с прохладцей обывательская реакция на фильм Швейцера: мол-де, как-то не очень смешно. А все потому, что в "Золотом теленке" Юрский сыграл человека, которому нет места ни в СССР, ни за железным занавесом, в условном Рио-де-Жанейро; человека, который охотится за миллионом не с прагматической целью, а, будучи по натуре игроком, чистого искусства ради. В трактовке Юрского Бендер "хотел прожить танцуя, но это ему не удалось". И режиссер полностью разделял актерское видение роли:
"Мы не хотим издеваться над Остапом... Ведь это трагедия: жизнь растрачена впустую!".
Ист. фото - domkino.tv
Один из тогдашних рецензентов писал: "Когда смотришь на Куравлевское создание, вспоминается шутка Юрия Олеши: "Мозги были такими свежими, будто теленок не успел ими подумать"
Не менее трагичным оказался и образ Паниковского. Эту роль блистательно исполнил Зиновий Гердт. К началу съемок он отметил 50-летие, но все еще был известен лишь как актер Центрального театра кукол. Опыт работы в кино – лишь несколько эпизодических ролей. Опять же и хромоту свою, полученную в войну, использовал в создании образа исключительно удачно.
"У Ильфа и Петрова Паниковский смешон и гадок. Мне хотелось показать его иным – смешным и трогательным. Потому что это страшно не приспособленный к миру, одинокий во всей вселенной человек. – рассказывал впоследствии Гердт. – Мне было жалко Паниковского".
Эта роль сделала Гердта всесоюзно известным: на него посыпались приглашения от кинорежиссеров.
Ист. фото – kino-teatr.ru
Гердт: "Роль Паниковского навсегда испортила мне актерскую судьбу. Я не комик!"
Съемки двухсерийного "Золотого теленка" продолжались почти два года и велись в самых разных уголках Советского Союза. Сцены, связанные с Турксибом и пустыней, снимали в окрестностях туркменского городка Небит-Даг (ныне Балканабад). Места здесь по-своему красивые, неудивительно, что в будущем в этих природных декорациях будут сняты эпизоды таких, ныне культовых фильмов, как "Белое солнце пустыни" и "Кин-дза-дза". Натуру вымышленного города Арбатова отыскали в провинциальном городке Юрьев-Польский, что на Владимирщине. Город даже не пришлось гримировать под 1930-е. Как писал о нем в своей книге Сергей Юрский, "город старинный и красиво расположенный, но забытый Богом, начальством и коммунальным службами". Ну а Черноморск снимали, конечно же, в Одессе. Она запомнилась исполнителю роли Бендера прежде всего тем, что едва ли не каждый одессит считал своим долгом подойти к нему с одним и тем же предложением. А именно: "Давайте выпьем. И я вам расскажу, какого Бендера я знал и каким должен быть Бендер".
Ист. фото - avtovzglyad.ru
Николай Боярский (1922-1988) – народный артист РСФСР, родной дядя Михаила Боярского
"Антилопу гну" специально для фильма сконструировал инженер и историк автомобилестроения Лев Шугуров, занимавший в ту пору пост председателя комитета Федерации автомобильного спорта СССР. Шугуров создал своеобразный микс на колесах: двигатель, трансмиссия и рама от УАЗ-452, а задний мост – от старенького ГАЗ-А. Руль, согласно моде начала века, справа. Получившийся автомобиль внешне отличался от классического Lorraine-Dietrich. Что, впрочем, непринципиально, ибо, как сказано в романе, "порода машины была неизвестна, но Адам Казимирович утверждал, что это "Лорен-Дитрих". В виде доказательства он приколотил к радиатору автомобиля медную бляшку с лорендитриховской фабричной маркой".
Роль шофера Адама Козлевича исполнил ленинградский актер Николай Боярский – представитель знаменитой актерской династии, родной дядя Михаила Боярского. Как вспоминал о нем Юрский, "считаю, его персонаж был очень точен и интересен. Он сумел встать в один ряд с актерами, чьи роли в этой картине были наделены более острыми сюжетными линиями".
Ист. фото - kino-teatr.ru
Сергей Юрский о фильме "Золотой теленок": "Замечаю, что нынешних поклонников романа интересует, как человек из ничего сделал миллион. А нам было интересно, как человек сделал миллион, не имея ничего"
Съемки "Золотого теленка" завершились летом 1968 года. По итогам широкого проката фильм занял 17-е место: его посмотрели почти 30 млн зрителей. В целом – неплохой результат, учитывая, что лидерами того года были такие бесспорно кассовые ленты, как "Бриллиантовая рука", "Новые приключения неуловимых", "Трембита" и "Судьба резидента". Вскоре после выхода фильма у артиста Юрского появилось хобби – он начал собирать игрушечных телят.