Вертинский посвятил ей песню: "Ваши пальцы пахнут ладаном". Актриса возмутилась: "Я еще не умерла!". А после она родила сумасшедшую мифологию.
Знаменитая шансонетка "Лиловый негр" ("Где вы теперь, кто вам целует пальцы...") также посвящена ей, а поминаемые в тексте негр, китайчонок, малаец – неспроста. Поговаривали, Вера и в самом деле питала необъяснимую страсть к "экзотическим" мужчинам. Вера Холодная – последняя суперзвезда Российской империи.
Вера родилась в Полтаве 5 августа 1893 года в семье преподавателя. Через два года после рождения дочери семья переехала в Москву. Когда девочке исполнилось 10, родители отдали ее в частную гимназию. Через год, выдержав огромный конкурс, Вера поступила в балетное училище Большого театра. Преподаватели прочили ей блестящее балетное будущее, но бабушка сочла профессию танцовщицы неприличной. Стремясь к независимости от родителей, уже в 17 Вера вышла замуж за молодого юриста Владимира Холодного.
Свою первую роль в кино Холодная сыграла в 1914 году, в фильме "Анна Каренина". То был крохотный эпизодик с одним-единственным крупным планом, в котором она не понравилась ни режиссеру, ни продюсеру: "Ничего не получится. Нам нужны не красавицы, а актрисы". Но все же после следующего фильма "Песнь торжествующей любви" красавица околдовала Россию.
Равно как в наши подсанкционные дни, затянувшаяся Первая мировая война вытеснила с российских экранов импортный кинопродукт, который составлял до 90% репертуара. Это произошло как на волне патриотических настроений, так и по причине сбоя былых логистических цепочек – ввозить в страну новинки европейской кинопродукции сделалось архисложно.
В 1916 году в Москву переселился 30-летний харьковский купец Дмитрий Харитонов – единоличный хозяин Торгового Дома, куда входила сеть кинотеатров и кинопрокатная контора. В короткий срок по его заказу построили современное киноателье. Первым на предложенные баснословные гонорары соблазнился модный режиссер Петр Чардынин. И – понеслось. Следом потянулись другие знаменитости. И вскоре настоящим бриллиантом в скупаемой им синема-коллекции окажется Вера Холодная.
На тот момент супруг актрисы – прапорщик Владимир Холодный, тянул лямку на фронте, а до конца 1916 года Вера выстрелила тремя мелодрамами подряд ("Столичный яд", "Ради счастья", "Пытка молчания"). И все три картины пользовались запредельным успехом у публики.
В марте 1917 года, в самый разгар революционных событий, вышел ее блокбастер "У камина". Эта трагическая история о погубленном богатым любовником семействе и со смертью героини в финале превзошла успех всех, доселе снятых отечественных фильмов. Достаточно сказать, что фильм крутили в кинотеатрах вплоть до 1924 года. Лишь тогда, по суровой директиве Главрепеткома, "буржуазные сопли" были убраны из проката. Дескать, все, братцы, хорош! Новые песни придумала жизнь. (Считается, до наших дней ни одной копии "У камина" не сохранилось).
До нашего времени сохранилось (частично или полностью) не более восьми лент с участием Холодной. Ист. фото - rarefilmsandmore.com
На волне бешеного успеха "У камина" он продюсирует сиквел "Позабудь про камин, в нем погасли огни…". На этот раз Вера сыграла цирковую актрису. Стремясь попасть на "Камин-2", публика в буквальном смысле выносила двери синематографов. А открытки с изображением циркачки Холодной, в обтягивающем трико и в короткой юбчонке, разлетались как горячие пирожки.
В революционном 1917-м Вера снялась в 12 картинах. Наибольшей любовью зрителей пользовались "Молчи, грусть, молчи...". Станиславский вызвал ее во МХАТ и предложил роль Катерины в "Грозе". Предложение сверхзаманчивое. И все же Вера предпочла остаться в кино. Скорее всего, по финансовым соображениям. К которым, возможно, примешивался и страх "немого артиста" перед перспективой "заговорить".
Последними московскими киноработами Холодной были фильмы "Мещанская трагедия" и "Княжна Тараканова". Причем заканчивать "Княжну" в июне 1918 года съемочная группа отправилась на натуру в Одессу. Откуда актрисе уже не суждено будет вернуться - 16 февраля 1919 года звезды русского немого кино не стало. Жизнь закончилась, далее началась конспирология. Все правильно, Королева не имеет права умереть от болезни простолюдинов.
Официально было объявлено, что Вера Холодная сгорела от "испанки". Однако симптомы этой болезни, по мнению некоторых медиков, очень схожи с признаками отравления сильнодействующими ядами. Сам по себе этот факт не может опровергнуть официальный диагноз, но… Во время болезни актрисы и после ее смерти происходили странные вещи. Так, например, близкие Веры Холодной вспоминали, что у постели больной, помимо лечащих врачей, находились какие-то никому не известные лица. Патологоанатом не произвел положенного в таких случаях вскрытия. Вместо него в дом актрисы был срочно вызван заведующий кафедрой Одесского мединститута профессор Тизенгаузен, кому было приказано, опять-таки неким неизвестным лицом, произвести экстренное бальзамирование.
Вынос тела, вопреки существующим традициям, был произведен не днем, а ночью. 18 февраля 1919 года одесские газеты писали: "Вчера в 4 часа ночи при огромном стечении публики состоялся вынос тела Веры Холодной из дома Попудовой в Кафедральный собор... Тело ее набальзамировано". В толпе раздавались голоса: "Ее убили! Мы хороним какую-то куклу, а не нашу Верочку". И еще одно странное обстоятельство. Сразу после смерти актрисы у ее лечащего врача профессора Ускова была похищена малолетняя дочь. Девочка якобы была возвращена родителям лишь после того, как профессор подтвердил, что Вера Холодная умерла от "испанки" и последовавшего за ней отека легких.
Последним дореволюционным фильмом стала документальная хроника «Похороны Веры Холодной». После смерти режиссера на его могиле в Одессе установили кенотаф Вере Холодной. К тому времени последний «земной» след актрисы исчез - в 1931 году на месте одесского кладбища, где была похоронена звезда, разбили парк. Ист. фото - odessa-memory.info
В развитие темы родилось огромное количество версий из разряда "кому выгодно?". Вот лишь некоторые.
Вера Холодная была убита интервентами за связь с большевистской ЧК.
В Одессе вокруг Холодной крутилось множество подозрительных лиц. Из тех, что, мягко говоря, далеки от искусства. Например, молодой сотрудник ВЧК, нелегал Борис Ржевский-Раевский, влюбившийся в актрису и, судя по воспоминаниям очевидцев, любовь была взаимной. В окружение Холодной также входили засланный из Москвы чекист Жорж Лафар и завербованный им актер Петр Инсаров. Якобы эти двое, пользуясь вхожестью Веры в высшие круги интервентов, пытались через нее подкупить начальника французского штаба интервентов, полковника Анри Фрейденберга, влюбленного в Веру. Именно на этой версии настаивали эмигрантские газеты. Утверждая, что Холодная была "негласным агентом ЧК".
Вера Холодная была убита красными за шпионаж в пользу белых.
Вера Холодная была хорошо знакома с начальником местной контрразведки. Они неоднократно встречалась тет-а-тет. Возникли слухи, что с подачи актрисы (вольной? невольной?) тот вышел на след большевистского подполья в Одессе и приступил к его ликвидации. Как результат – месть красных.
Вера Холодная была задушена ревнивым любовником – деникинским генералом Алексеем Гришиным-Алмазовым.
Вера Холодная задохнулась от аромата белых лилий, присланных французским консулом – большим почитателем ее таланта.
Эти версии комментариев, пожалуй, не требуют. Эта утонченная, избалованная, капризная женщина жила своей выдуманной киношной жизнью. Так что неспроста в будущем стенала и безумно вращала глазами героиня фильма "Раба любви" (1975), в основу которого положена идея интерпретации судьбы Веры Холодной: "Господа, вы звери!".
Игорь Шушарин,
47news
P.S: В этом музыкальном клипе вы сможете увидеть Веру живой.
"Под знойным небом Аргентины" (муз. Е. Дулуар – сл. А. Рубинштейна; из репертуара Изы Кремер, 1915 г.). Идея – Игорь Шушарин. Режиссер – Вадим Шестериков. Музыкальное решение, вокал – Максим Жерновой. Клавишные – Марк Бомштейн. В клипе использованы кадры из фильмов с участием Веры Холодной.