В Европейском университете Петербурга выяснили: более 15% россиян, уехавших с начала СВО, решили вернуться. Каждый шестой – уже. 47news нашел аналогию.
Существует распространенный стереотип, что довоенный Советский Союз являлся прочно закрытой страной. Это не так.
К примеру, в 1920-х выезд из СССР был практически свободным. Так, в 1925-27 годах по разной надобности (туризм, спорт, наука, учеба) выехало под 140 тысяч человек, причем обратно не вернулось всего около 3-х тысяч. В это же время к нам въехали 130 тысяч иностранцев, и 10 тысяч из них остались. В основном, по политическим мотивам.
Но – не только.
В 2008 году в США немало шума наделала книга Тима Цулиадиса "Всеми забытые" (The Forsaken), выпущенная английским издательством Little, Brown. Речь в ней идет о судьбах американцев, переселившихся в 1930-е годы в Советский Союз. С учетом подзаголовка "От Великой Депрессии - к ГУЛАГу" нетрудно догадаться, что судьбы эти, по версии автора, сплошь трагические.
Пик волны эмиграции из США в СССР пришелся на 1930-1931 годы. Тогда Великая депрессия вынуждала многих американцев искать любые способы хоть как-то заработать. А посему рекламное предложение торгового представительства СССР в США ("Амторг"), зазывающего квалифицированных рабочих и специалистов поучаствовать в нашей индустриализации, интриговало изрядно. Тем более, что оклады предлагались солидные, плюс – неведомый для тогдашних американцев соцпакет (возможность бесплатного образования для детей и бесплатное медицинское обслуживание). Как результат, по разным оценкам в СССР тогда эмигрировали в общей сложности от 6 до 10 тысяч американцев. Все они были ослеплены собственными мечтами о достойном человеческом существовании. Как пишет Тим Цулиадис, на пароходе, шедшем из Нью-Йорка в Ленинград, многие из переселенцев на радостях бросали в воду свои "звездно-полосатые" паспорта.
Тем более, что в те годы еще пользовался популярностью лозунг "Учиться у американцев". И если в экономике царской России доля американского капитала была невелика (5,2% от всего иностранного капитала), то в СССР к началу 1930-х она составлял пятую часть всего советского импорта, а Соединенные Штаты занимали второе место после Германии в торговле с Советским Союзом. В пору было говорить о моде на Америку. Отсюда неслучайны и слова Иосифа Сталина, прозвучавшие в беседе с американским общественным деятелем полковником Робинсом: "Много помогли нам американцы. Это надо признать. Лучше других и смелей других помогали. Спасибо им за это" (13 мая 1933 года).
В СССР иностранные специалисты принесли и свой образ жизни. Так, американские финны, приехавшие в Карелию, привезли с собой невиданные для местных жителей диковинки: фотоаппараты, кофемолки, фены. В Петрозаводске начала 1930-х годов играл джаз, чего не было тогда даже в Ленинграде. Но советская американизация оказалась недолгой.
Начиная со второй половины 1930-х в советской пропаганде США из учителя переформатировались в соперника. Как следствие: усилилась критика всего иностранного. А потом грянул 1937-й, и многие американские работяги-переселенцы попали под каток репрессий.
Чтобы удержать былых эмигрантов от побега в США, власти поначалу использовали бесхитростный материальный барьер: да, формально особых препятствий для выезда не создавалось, однако стоимость билета на теплоход объявлялась такая, что позволить ее себе не мог практически никто (тем более, в валюте). Ну, а в пик репрессий о билетах речи даже не шло – американцев, пожелавших сделать попытку уехать, банально арестовывали сразу после выхода из посольства США. Примечательно, что и сами сотрудники американского посольства не горели желанием помогать попавшим в беду согражданам. Руководствуясь принципом: зачем вмешиваться, если эти люди сами выбрали свою судьбу? И не важно, по каким причинам они покинули США – по политическим или экономическим, – беглецов все равно воспринимали как подозрительных личностей, леваков или радикалов. Такой вот, весьма показательный пример знаменитого американского "In God we trust! Others pay cash!" ("Мы верим Богу! Остальные платят наличными!").
А вот чернокожим американским эмигрантам повезло много больше. Несколько сотен из них, - тех, что приехали в СССР в поисках лучшей жизни, у нас ожидал самый теплый прием. Знаменитый фильм Григория Александрова "Цирк", повествующий о судьбе белой американской циркачки и ее сына-негритёнка, он – не на пустом месте родился. Советские власти активнейшим образом стремились показать (в первую очередь Западу), что строят демократическое государство, в котором цвет кожи его граждан не имеет значения. Цитата из фильма: "В нашей стране любят всех ребятишек. Рожайте себе на здоровье, сколько хотите: чёрненьких, беленьких, красненьких, хоть голубых, хоть розовых в полосочку, хоть серых в яблочках, пожалуйста!".
Самый яркий пример успешной карьеры афроамериканца в СССР – уроженец Ямайки Роберт Робинсон, кто в 23 года покинул США ради высокооплачиваемой работы в Советском Союзе. Несколько лет он отработал на Сталинградском тракторном заводе, затем нам Московском подшипниковом, а в 1934 году был избран членом Московского совета депутатов трудящихся (Моссовета).
В 2014 году влиятельнейшая газета Los Angeles Times опубликовала статью с говорящим заголовком "Чернокожим американцам в СССР жилось лучше, чем в США".
На сегодняшний день не менее 200 потомков этих американских мигрантов проживают в России и бывшем СССР. "Советы обращались с афроамериканцами по высшему разряду: им платили солидное жалование, предоставляли субсидии на приобретение жилья и оплачиваемый отпуск", – отмечает Los Angeles Times. "Мой отец считал, что в СССР с ним обходились лучше, чем в Америке, – заявила в интервью изданию Тайнс-Менса, которая родилась и работала в России, но теперь живет в США. – Он был здесь счастлив". В 1931 году Тайнс, хоть и закончил Уилберфорский университет, на родине мог рассчитывать лишь на работу посудомойщика. Поэтому он воспользовался возможностью отправиться в Россию, и стал одним из 11 чернокожих коммунистов и специалистов по сельскому хозяйству, которые отправились из Миссисипи в СССР.
К слову, руководил этой группой Оливер Голден. Его внучка - Елена Ханга, в 2000-е годы была мега-популярной российской телеведущей.