"Одесса — вообще русский город… напридумывали всякую чушь историческую", – заявил Владимир Путин на пресс-конференции по итогам года. 47news продолжит за президента.
Про чушь - лидер, похоже, намекает на события 2015 года, когда по решению Верховной Рады наши соседи на госуровне отметили "600 лет со времени первого письменного упоминания об Одессе (1415)". Но тогда это была крепость Хаджибей. На самом деле "первое письменное упоминание" Одессы относится ко времени Екатерины Великой. А именно: 27 мая 1794 года, вскоре после победы в русско-турецкой войне императрица издала рескрипт об основании нового порта в Хаджибее, и утвердила первый генеральный план Одессы. В ходе той войны Хаджибей штурмом взял вице-адмирал Осип Дерибас. Его-то императрица и назначила первым главой Одессы, и именно его имя по сей день носит главная улица города. Но далеко не все знают, что его могила находится в Петербурге.
Репродукция картины Геннадия Ладыженского "Хаджибей" (1899) из экспозиции Одесского Художественного музея
Жизнь Дерибаса - жанр авантюрно-приключенческий. Его звали Хосе де Рибас. Говорят, родился в Неаполе, отец — знатный испанец, мать - из благородной ирландской фамилии.
В 1769 году состоялось судьбоносное знакомство поручика де Рибаса и графа Алексея Орлова. Уж не знаем, чем обаял он фаворита Екатерины II, но граф сделал де Рибасу предложение перейти на русскую службу. Новоявленный русак великолепно проявил себя в Чесменском сражении и окончательно заслужил полное доверие, когда ему поручили исполнить деликатную просьбу императрицы и брата Орлова - вернуть в Россию внебрачного сына, 10-летнего Алексея Бобринского, жившего на тот момент в Лейпцигском пансионе.
Поручение исполнил. Вместе с царским бастардом в 1772 году он прибыл в Петербург и начал службу в российской столице уже в чине капитана. В 30 лет он - полковник.
Правнучка Дерибаса Екатерина Долгорукая "полюбила красивого, веселого, доброго человека, который, к ее несчастью, был императором всероссийским"
Подружившись с президентом Императорской академии художеств, попечителем всех учебных заведений Российской империи и личным секретарем императрицы Иваном Бецким, в 1776 году Дерибас женился на его внебрачной дочери Анастасии Соколовой, камер-фрейлине императрицы. На свадьбе присутствовали Екатерина, Потемкин, наследник Павел. От этого брака родились две дочери – Софья и Екатерина (названа в честь императрицы, лично принимавшей роды в качестве акушерки). Старшая Софья станет женой князя Михаила Долгорукова, а её внучке Екатерине Долгоруковой (то бишь, правнучке Дерибаса) суждено будет остаться в истории "княгиней Юрьевской" – морганатической супругой императора Александра II.
Когда звезда Алексея Орлова закатилась, а у матушки Екатерины появился новый фаворит - Потемкин, Дерибасу непостижимым образом удалось обаять и его. Русско-турецкая война 1787-1791 – вершина военной карьеры Дерибаса, сплошная череда блистательных побед. Испанец создал из трофейных судов флотилию, привел ее на Дунай, захватил турецкие батареи, защищавшие вход в реку, и поспособствовал взятию Измаила. "Если Рибасу дать хороший полк, он захватит и Константинополь", – восторженно отзывался об испанце великий Суворов. И все же главным достижением Дерибас будет считать свою причастность к созданию Южной Пальмиры.
В начале 1790-х был поднят вопрос о выборе места для строительства южного морского порта. Главком флота Мордвинов настаивал, что таковым должен стать Николаев-Очаков, и в этом мнении его поначалу поддерживала императрица. Но Дерибас и его окружение из "комиссии для устроения приобретенных от турок земель" отыскали контраргументы, убедив, что новый торговый порт, должный стать южными морскими воротами в Европу, следует заложить на месте отобранной у турок крепости Хаджибей. Так Хаджибей стал Одессой, а вице-адмирал Дерибас вошел в историю как отец-создатель и первый градоначальник "жемчужины у моря".
Взяв за образцы Геную, Неаполь, Дерибас вместе с инженер-подполковником де Воланом спроектировал город, военную гавань и купеческую пристань. Там, где некогда ставили лестницу для взятия турецкой крепости, заложили начало будущей Дерибасовской – центральной городской улицы. Но тут некстати скончалась Екатерина. Ее сына Павла идея строительства Одессы не увлекла, и Дерибаса отозвали в Петербург.
В 1799 Павел I произвел его в адмиралы, назначив "сверх возложенных должностей" управляющим Лесным департаментом. Вот этот самый лес и подпортил доселе блестящую карьеру – 1 марта 1800 года Павел уволил Дерибаса со службы за злоупотребления в лесных доходах. Обиженного адмирала тотчас взял в оборот интриган Петр Пален, предложив принять участие в заговоре против Павла I. Но тут внезапно освободилась высшая должность в морском ведомстве и император, сменив гнев на милость, решил двинуть на нее Дерибаса. Купившись на заманчивое предложение, испанец немедля порвал с заговорщиками и ... почти сразу оказался в постели, подкошенный внезапной болезнью.
С этого момента Пален находился при больном неотлучно, дабы тот в бреду не выдал заговорщиков. Он слишком много знал. 2 (14) декабря 1800 года Дерибас скончался и похоронен на Смоленском лютеранском кладбище Санкт-Петербурга.
Могила Дерибаса на Смоленском лютеранском кладбище
Фото: официальный сайт кладбища
В середине 2000-х одесские власти вели переговоры о возможности перезахоронения праха отца-основателя в родной его сердцу Одессе, но успехом они не увенчались.
По нынешним временам, может, оно и к лучшему.