На советском ТВ существовала традиция – в новогодние дни ставить премьеру. Этот фильм настолько пострадал от цензуры, что это было что-то особенное.
Так что, когда режиссер самых новогодних советских фильмов "Карнавальная ночь" и "Ирония судьбы, или с легким паром" снял свою новую двухсерийку, в телепрограммке ей отвели козырное 1-е января 1981-го. Правда, время показа выбрали неудачно: всесоюзным поздним вечером, после программы "Время". Неудивительно, что большинство зрителей физически не дотянуло. Остальные же не смогли должным образом настроиться на странную комедию, где грустные мотивы превалируют над смешными. Как признавался сам режиссер, "в моей биографии нет более многострадальной картины, чем "О бедном гусаре замолвите слово…".
Ист. фото – kino-teatr.ru
Сценарий "Бедного гусара" Рязанов написал в соавторстве с драматургом Гориным. Но в Комитете по кинематографии СССР сценарий даже не зарубили, а просто не приняли к рассмотрению, отказав с туманным объяснением: "По тематическим причинам нам этот сценарий не нужен". Отказ от заявки режиссера, каждый фильм которого неизменно становился кассовым, в наши дни представляется, по меньше мере, странным. Но – кто поймет мотивацию принимающих решение советских чиновников?
Рязанов отнес сценарий в конкурирующую организацию – Гостелерадио СССР. И осенью 1979 года картина была запущена в производство.
Роль отца Настеньки. Ист. фото – domkino.tv
Рязанов пригласил в новую картину целую обойму своих актеров. Из одного только "Гаража" на роли второго плана он перетащил Валентина Гафта, Светлану Немоляеву, Георгия Буркова, Лию Ахеджакову, Борислава Брондукова. Но вот с претендентами на главные роли пришлось повозиться. Например, роль жандармского офицера Мерзляева режиссер выписывал конкретно под Олега Басилашвили. Однако Олег Валерьянович, два года назад сыгравший у Рязанова карьериста-подлеца Самохвалова в "Служебном романе", не хотел играть очередного негодяя. И все же звезду ленинградского БДТ удалось уломать.
Романс, посвященный героям 1812 года, Ирина Мазуркевич поет сама. Текст Марины Цветаевой "Генералам двенадцатого года". Ист. фото – kino-teatr.ru
А главную женскую роль провинциальной актрисы Настеньки сыграла ленинградка Ирина Мазуркевич. На роль корнета Плетнева претендовал уже невероятно популярный тогда Александр Абдулов, но гусар в его исполнении выглядел слишком породистым и умудренным жизнью интеллектуалом. И тогда глаз пал на Станислава Садальского. "Получился простодушный, наивный Плетнев, в то же время … глуповатый, что для гусара неплохо", - вспоминали потом.
Но тут всех огорошили сообщением о том, что фильм... закрыт.
Ист. фото - kino-teatr.ru
Первый тревожный звоночек прозвучал в разгар кастинга, вскоре после того, как в декабре 1979 наши войска вошли в Афганистан. Казалось бы – какая связь? По тем временам – прямая. Председатель Гостелерадио Лапин вызвал к себе Рязанова и заявил: "Обстановка сейчас не для комедий, международная обстановка осложнилась. В Афганистане идет война. Зачем нам в военное время фильм о том, как жандармы проверяют армию?"
Рязанову с Гориным пришлось спешно вносить правки в сценарий. Отныне герой Басилашвили становился не жандармским офицером грозного III-го Отделения (своего рода предтечи КГБ), а абстрактным штатским чиновником по особым поручениям. В свою очередь герой Буркова из платного осведомителя (тайного агента) превратился в крепостного человека, камердинера графа.
Большую часть натуры снимали на территории Петропавловской крепости. Ист. фото – kino-teatr.ru
Натурные съемки "О бедном гусаре..." велись с мая по август 1980-го и сопровождались бесконечными придирками кураторов всех мастей. Особо лютовало Госкино, заваливая ЦК КПСС жалобами на Гостелерадио, "приютившее идеологически вредный сценарий". "Картина ухудшалась на глазах", - говорил Рязанов.
В ноябре 1980 года состоялась приёмка худсоветом. И это был, если не разгром, то – близко к тому. Ведь вместо комедии Рязанов снял своего рода перевертыш: начинаясь как веселый водевиль, по ходу развития сюжета история превращается в драму с трагической развязкой в финале – смертью героя Евгения Леонова. Вариант с его расстрелом был категорически запрещен. Поменяли на смерть от сердечного приступа.
Ист. фото - domkino.tv
Также пришлось вырезать, либо переснять ряд сцен, "не соответствовавших советской идеологии". Так, к примеру, заведение мадам Жозефины - классический бордель - переделали в салон мод. Непатриотичное стихотворение "Прощай, немытая Россия...", цитируемое героем Леонова, заменили на "Сижу за решеткой в темнице сырой..."
После откровенного фальстарта 1 января 1981 года Рязанов настаивал на повторном показе "Бедного гусара". Ему обещали, но попросили сделать чуть укороченную версию. Режиссер перемонтировал, но и в таком виде все равно положили на полку.
Поговаривали, причина крылась в том, что фильм категорически не понравился тогдашнему шефу КГБ, а в будущем – Генсеку Юрию Андропову. Так что второй телепоказ состоялся лишь в 1986 году. Уже при Горбачеве, но - снова в кастрированном виде. Михаил Сергеевич развернул широкую антиалкогольную кампанию, и из фильма убрали все сцены с пьянкой и демонстрацией бутылок. И лишь в 1990-е годы картина, наконец, обрела своего массового зрителя. И с тех пор регулярно, а вырезанные куски, почти все, удалось вернуть.