Бесконечные проверки, самодурство, минимум уважения и престижа. 47news снял температуру в отделах полиции. Министр МВД подтвердил.

Глава МВД Владимир Колокольцев 14 мая заявил, что некомплект личного состава в полиции составляет 152 тысячи человек. "Один работает за четверых," - сказал министр. Мы опросили знакомых сотрудников, с чем связана такая грусть.

В самом подвижном и боевом подразделении полиции ГИБДД царит уныние. Сотрудник с 15-летним стажем с ходу привел пример.

- В Кронштадте один экипаж из двух человек, а должно быть - двадцать человек. В районы никто не идет из-за системы двойного подчинения и Управлению ГИБДД, и начальнику районного УМВД. Отдежурил, а тебе прилетает от района - выставиться на следующий день у школы... Молодежь не идет, средний возраст - к 40, ждут пенсии. Стажеры бегут. Недавно набрали с десяток, остались двое. Видят воочию самодурство руководства, бесконечные проверки, идиотский принцип АППГ (показатель за аналогичный период прошлого года). Хотя им нужно 5 лет отслужить за бесплатное образование (около миллиона рублей). Пару лет отслужат, берут кредит и уходят на гражданку.

По словам знакомого следователя, ведомство впало в штопор, получился эффект домино.

- Люди увольняются, и на оставшихся возрастает нагрузка, они тоже увольняются. Почему? Потеряна специализация. Оперативники конвоируют задержанных в суды, это отнимает уйму времени. Привлекаются на все мероприятия для охраны правопорядка. Бензин - за свои, а мотаться следователю приходится изрядно, например, в Кресты или Красное Село. Понятых надо накормить, - это тысяча-две, СОБРы тоже просят есть, если обыск у юрлица длительный, экспертам для осмотра телефона или компьютера - тоже из своего кармана. На круг из 80 тысяч половина уходит. На тех ребят, у кого ипотека, страшно смотреть, - готовы на все. Ну, и, конечно, если предлагают в безопасники за 100 тысяч, - уходят не раздумывая.

Другой собеседник припомнил своего знакомого в чине майора, работавшего в отделе собственной безопасности. "Плюнул и ушел. Сейчас курьером работает, документы развозит. Зарабатывает около 150 тысяч в месяц, и никто ему мозг не компостирует".

Еще один сотрудник привел в пример УМВД Красносельского района.

- Из двенадцати оперов по штату - работают двое. В целом, в прошлом году оттуда несколько десятков человек уволилось. Вот вам для примера идиотизма: если раньше поступала заявка о сексе с инопланетянами, то ее просто списывали. Теперь же нужно выйти, опросить такую даму с весенним обострением, рапорт. Бюрократия, формализм, самодурство и дикие требования по заполнению вороха бумаг, - вот вам и причина.

Отметим, что никто из наших собеседников не акцентировал внимание на зарплате, хотя поначалу сотрудник получает тысяч 20. "У оперативника она примерно 70-80 тысяч рублей, руководящий состав порядка 100 тысяч, участковый может зарабатывать столько же, но нагрузка чрезмерная, людей найти сложно".

Как рассказал нам знакомый оперативник, с января из Главного следственного управления уволилось около 60 человек.

- Ты можешь быть семи пядей во лбу, но будешь стоять в абсолютно бессмысленном оцеплении на набережной. И под дождем осознавать свою никчемность. Карьерного лифта никакого, должность полковника - заоблачная. В отличии от СК, молодых руководителей нет. В прокуратуре тоже сотрудники точно знают, когда выйдут на руководящую должность. В МВД ты можешь просидеть в операх до 50-ти и превратиться в пыль, майоры на вахте сидят кнопку нажимают. Это унизительно.

Еще про один нюанс рассказал оперативник, собирающийся уволиться. "После начала спецоперации МВД направило в военкоматы списки вышедших на пенсию. Когда об этом узнали, то те, кто собирался увольняться, отложил это решение. После того, как стало понятно, что второй волны мобилизации не будет, они стали писать рапорты. Получилось наложение обычного количества на тех, кто откладывал - увольнение с отложенным спросом".

В прокуратуре и СК есть механизм удержания сотрудников - после достижения пенсии (42 года), им платят и зарплату, и часть пенсии. Это существенный стимул. В МВД такого нет.

Сотрудник, не так давно уволившийся из Управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБ и ПК), говорит, что некомплект составляет 30-40%.

- Есть, например, считавшийся раньше элитным "банковский отдел", люди годами стояли в очереди. Сейчас - 7 единиц не закрыто. Такого никогда не было. Насколько я знаю, в уголовном розыске - то же самое. Из-за некомплекта идет совмещение - по деньгам получается нормально, но все равно не идут. С участковыми тоже беда. Рассказывал товарищ: в отделе на Васильевском острове из двух десятков работает семеро. Постоянные проверки, бюрократия, романтики ноль. Опытные разбежались. Легче в "Красное и Белое" администратором устроиться, получать 90 тысяч, и никто голову делать не будет. Молодежь же берет кредит, закрывает обучение и уходит. Ситуация фатальная.

Сотрудник полиции из руководящего состава одного из областных отделов полиции рисует еще более мрачную картину.

- Этого пациента (структуру МВД) нужно обнулять. Некомплект порождает некомплект. Люди работают за того парня, которого нет. Но это не главное. Рабочие ребята еще остались, готовы тянуть лямку, но их задалбывают проверяющие. И те говорят - вы серьезно? За 80 тысяч такой головняк? И - ксиву на стол.

Еще более непростая, мягко говоря, ситуация в линейных отделах полиции на транспорте. Так, в уголовном розыске Санкт-Петербург-Финляндского отдела МВД (Финляндский вокзал) всего пятеро оперативников из двух десятков положенных. На Балтийском вокзале из двух десятков сотрудников патрульно-постовой службы до последнего времени не было ни одного. Их функцию выполняют инспекторы из отдела охраны общественного порядка, по сути - кабинетные работники. На Витебском вокзале среди сотрудников ППС дюжина женщин. А что женщина с пьяным мужиком может сделать?

Почти все собеседники затрагивали тему падения статуса полицейского.

- Любая пьяная шелупонь может жалобу написать, и тебя проверками замучают, вплоть до увольнения. Руководство некомпетентное, зачастую назначается по телефонному праву или после целования начальства в зад. Над нами смеются - зарабатываем как дворники и меньше, чем курьеры. Скоро на заявки некому будет ездить, принял и сам в бобик прыгай. Раньше в Университет МВД очередь стояла, сейчас - недобор. Тем, кто из опытных остался, некого учить. Родители уже понимают, что профессия стала непрестижной. Нужно поднимать зарплату, давать социальные гарантии, предоставлять жилье.

Еще один нюанс отметил сотрудник одного из городских отделов полиции.

- Если раньше живой и шустрый опер мог себя халтурой прокормить, помочь кому-то, то сейчас все забюрократили, тот же пробив. Работа на стороне тоже не поощряется. То есть возможность заработать забрали, а нагрузку увеличили и зарплату не подняли.

Всем опрошенным 47news задавал вопрос: а что, раньше было лучше? Приводим один из ответов: "Лет десять назад этот формализм начался. Да, было как всегда нелегко, но как-то дружественнее, человечнее. …Все ждали перемен, но не случилось".

Министр Колокольцев назначен в 2012-м.