На днях ТВ дало киноэпопею "Освобождение". Одну из главных ролей сыграл забытый сегодня актер. А он считался не только одним из самых мужественных.
Фото – из архива Юрия Волчанского
Борис Зайденберг родился 95 лет назад, в Одессе. В годы войны семья эвакуировалась из осажденного города в Ташкент. Здесь он получил актерское образование, окончив в 1950-ом театральный институт. Однокурсником и лучшим другом Бориса был будущий "Мюллер" – Лёня Броневой. Их двоих распределили в Магнитогорский драматический театр, а дебютом приятелей стали роли в комедии "Стакан воды" по пьесе Эжена Скриба. Премьера прошла громко. Но в дальнейшем именно на этом спектакле случилась история, едва не стоившая будущим звездам карьеры.
Дело было 21 мая 1951 года: в этот день Борису исполнилось 22-а, а вечером в театре был запланирован очередной показ "Стакана". В ожидании спектакля актер решил отпраздновать свой день в компании молодой супруги, актрисы Альбины Скарги и нескольких друзей-актеров. По чуть-чуть. Увлеклись.
Из приказа по театру: "…артисты Скарга, Лейбович, Зайденберг и Броневой явились на работу в пьяном виде, спектакль был отменён, в результате чего театр понёс убытки… Будучи в невменяемом состоянии артисты, выйдя из ресторана, учинили дебош …". Разгневанный директор грозил карами, в том числе, предлагал: "…поставить вопрос о праве иметь диплом об окончании института". Со временем шеф остыл, и молодые дебоширы отделались строгими выговорами и выплатой ущерба за отмененный спектакль.
Кадр из фильма "Гадюка". Ист. фото - kinopoisk.ru
Затем пути друзей разошлись: Броневой переехал в Оренбург, Зайденберг – в Брянск, где быстро стал любимцем публики. Лишь в 1962 году он вернулся в Одессу и был принят в труппу драматического театра. Первая же роль – Электрон Евдокимов в пьесе Э. Радзинского "104 страницы про любовь" режиссера Владимира Бортко-старшего (отца известного ныне кинорежиссера) сделала Зайденберга кумиром, а спектакль обрел неимоверную популярность.
Его кине-дебютом стала экранизация повести Алексея Толстого "Гадюка" (1965). Зайденберг сыграл влюбленного красного командира. Роль красавца-кавалериста вывела его в разряд всесоюзных любимцев. К слову, если бы тогда существовала премия за лучший поцелуй на экране, все шансы получить ее имели Борис и актриса Нинель Мышкова. Эпизод с их страстным поцелуем по тем временам смотрелся весьма смело.
Кадр из фильма "Освобождение". Ист. фото - kinopoisk.ru
Два года спустя одессита пригласили в один из самых масштабных за всю историю советского кинопроектов – на "Мосфильме" запускалась киноэпопея Юрия Озерова "Освобождение" (5 фильмов; 1967-1971). Ему досталась одна из центральных ролей – майор Орлов, а его партнерами выступили звезды первой величины: Николай Олялин, Всеволод Санаев, Лариса Голубкина, Сергей Никоненко... Мужественный офицер из "Освобождения" на долгие годы стал визитной карточкой Бориса, и в будущем режиссеры много раз эксплуатировали героическую фактуру актера. Он сыграл офицеров Великой Отечественной в картинах "Крепость", "Через Гоби и Хинган", "Экипаж машины боевой", "Сабля без ножен". Еще одним жанром, в котором кинематографисты активно задействовали Зайденберга, стали милицейские детективы. Здесь прежде всего следует выделить успешную дилогию "Инспектор уголовного розыска" (1971) и "Будни уголовного розыска" (1973).
Борис ненавидел культовый ныне фильм "Доживем до понедельника". А все потому, что в 1967 году он успешно прошел пробы на главную роль – учителя Мельникова. Его кандидатуру одобрил худсовет и жарко поддерживал режиссер Станислав Ростоцкий. Уже были пошиты костюмы, но... Ростоцкий вдруг настоял на замене Бориса на своего давнего друга Вячеслава Тихонова. Все понятно – унижение.
Любопытный эпизод из киношной жизни Бориса Зайденберга связан с легендарной актрисой Любовью Орловой, и с ее, не менее легендарным, мужем-режиссером Георгием Александровым. Борис сыграл небольшую роль в их последнем фильме "Скворец и Лира". В отличие от ранних комедий Александрова, где героини Орловой постоянно пели и танцевали, эта картина создавалась в жанре суровой шпионской драмы, песни-танцы в ней были неуместны. И все же один танец Орловой тут есть: в одном из эпизодов ее героиня, советская разведчица Людмила с позывным "Лира", вальсирует с бравым американским генералом Крингли, роль которого и исполнил Зайденберг.
Снятый в 1974-ом, не вышел в прокат: попытка 70-летней Орловой сыграть 30-летнюю героиню оказалась провальной. После первичного просмотра картину положили на полку, причем злые мосфильмовские языки переименовали ее в "Склероз и климакс".
Фото – из архива Юрия Волчанского
В 1980-1990-е годы в кинокарьере Бориса уже были не яркие роли.
В мае 1999 года одесская театральная публика отпраздновала 70-летие своего кумира, в честь юбилея руководство города подарило артисту квартиру в строящемся доме. Как водится, строительство затянулось, и отпраздновать новоселье актер не успел: 20 ноября 2000 года Борис Ильич пришел в свою новую, пока не отремонтированную квартиру. Лифт в доме еще не пустили и Зайденберг стал подниматься на 6-й этаж пешком. На лестничной площадке между 4 и 5 этажами сердце остановилось.