Когда в Москве выставили "Мону Лизу", люди стояли по 7 часов в очереди. Страховка подскочила до 100 млн долларов. А все началось с личных отношений.
Японская почтовая марка. Ист. фото - lastdodo.com
Интрига с демонстрацией "Моны Лизы" в Москве сохранялась до последнего. Даже сами сотрудники Пушкинского музея узнали о показе лишь в первых числах июня. А всю вторую половину весны-1974 она провела в национальном музее Токио (Добро дал лично президент Франции Помпиду). Зал, где показывали, тщательно охранялся, но без ЧП не обошлось: 20 апреля молодая японка обрызгала красной краской пуленепробиваемое стекло, за которым помещалась работа. (Она протестовала против запрета посещения выставки инвалидами).
За 50 дней в Токио пришло 1,15 млн японцев.
Далее картина должна была возвратиться в Париж, но газетная заметка о том, что "Мона Лиза" экспонируется в Японии, попала на глаза директору музея Пушкина Ирине Антоновой. Прикинув, что самолет с картиной будет пролетать над советской территорией, Антонова пошла на прием к министру культуры Екатерине Фурцевой, кого за глаза величали "Екатериной III".
«Мона Лиза» в Токио. Ист. фото - stripes.com
Вспоминает Ирина Антонова (1922-2020), академик:
"Я ей рассказала, кто такой этот Леонардо да Винчи, про его шедевр "Джоконда" и какой это будет ее личный триумф … Но если уж быть совсем честной перед историей, то она выразилась так: "Французский посол в меня влюблен. Поговорю с ним … И все получилось". (ист. – И. Антонова, "Воспоминания. Траектория судьба", М., АСТ, 2021).
Французы, разумеется, выставили целый ряд условий. Во-первых, страховка. Фантастические 100 млн долларов. Именно с такой суммой оценки в 1962 году "Мона Лиза" попала в Книгу рекордов Гиннесса. По нашим дням – это уже $1 млрд.
Во-вторых, специальный пуленепробиваемый футляр для экспозиции, состоящий из пяти слоев спецстекла. Такое стекло в Советском Союзе производили только на Украине. В-третьих, особые климатические условия (влажность, освещение, температура). Ну и, само собой, физическая охрана и технические системы безопасности. Последнее доверили начальнику Специального технического управления Минсредмаша СССР, основоположнику создания отечественной электронной охранной техники Евгению Мишину.
Выставка «Моны Лизы» в Москве стала последним крупным деянием Екатерины Фурцевой на посту министра культуры СССР. Ист. фото - gorod-812.ru
Вспоминает Евгений Мишин (1920-2017); генерал-майор МВД СССР: "Для создания определённой температуры внутри помещения музея подключили Институт холода. … Как поставили температуру +20 градусов, так полтора месяца она и сохранялась". (ист. – "Защитник Джоконды" // "Вестник Атомпрома", 07.03.2018)
В Москве "Мону Лизу" экспонировали с 14 июня по 28 июля. В интернет-пространстве ныне можно встретить упоминания, что за этот период картину увидели от 1,5 до 2 млн человек. Цифры впечатляют, но не соответствуют действительности. Подводя итоги, летом 1974-го журнал "Огонек" писал, что "за 45 дней пребывания в Москве шедевр Леонардо да Винчи удалось увидеть более чем 300 тысячам".
Ажиотаж же был колоссальным. Люди занимали очередь с ночи, среднее время ожидания прохода составляло 7-9 часов. Пропускная способность 4,6 – 5 тыс. человек в день. Цена билета – символический рубль. Памятные программки – по 5 и по 8 копеек. Фотографирование категорически запрещено.
Сам процесс доступа к лицезрению организовали по принципу посещения Мавзолея на Красной площади. Бесконечная очередь медленно поднималась по музейной лестнице и шла по длинному залу к картине. На встречу с шедевром Леонардо зрителям отводилось от 9 до 15 секунд, все на ходу.
Вспоминает москвичка: "Люди в очереди совсем разные. Старики, дремлющие на своих складных стульчиках, джинсовая молодежь … Но, когда открылся музей, я была страшно разочарована. Нас пропускали по очереди вдоль барьера, не давая ни на миг остановиться. На мгновенье издалека Джоконда загадочно улыбнулась мне из-за толстенного бронированного стекла, и я оказалась на ярком свете на Волхонке у бассейна "Москва", пытаясь понять, что же это было. (ист. - "В памяти моей Москва", сборник мемуаров жителей столицы, vov.mos.ru).
Дистанция между "Моной Лизой" и зрителями составляла под 3 метра, иначе сработают датчики безопасности. Желающие успеть разглядеть хоть какие-то детали предусмотрительно запасались биноклями.
Вспоминает Ирина Антонова: "Представьте себе — какая-то женщина от переполнявших ее чувств пронесла каким-то образом букет цветов и кинула "под ноги" "Джоконде". Сразу вылетели наши солдатики и с винтовками наперевес встали перед картиной в почетный караул. Невероятное зрелище!".
29 июля директор Лувра и главный хранитель тщательно осмотрели картину и подписали акт приема-передачи.
Вот уже полвека "Мона Лиза" не покидает стен Лувра. С 2005 года картину держат в специальном боксе из пуленепробиваемого стекла, внутри которого поддерживается определенный уровень температуры и влажности. Построить переносную версию такого бокса пока не удается, так что когда в 2013 году власти Флоренции попросили дирекцию Лувра привезти шедевр Леонардо для выставки в Уффици, то получили отказ.
"Мона Лиза" (Джоконда) продолжает оставаться главной приманкой Лувра. Считается, что три четверти посетителей направляются в Лувр за ней.
Самохвалов «Девушка в футболке» (1932). Х., м., 102х64. Ист. фото - rusmuseumvrm.ru
Вот вам как вариант: безо всякого шенгена, ступайте в Русский музей, корпус Бенуа, зал 80. Там экспонируется картина Александра Самохвалова "Девушка в футболке". В 1937-ом она демонстрировалась в Париже. Самохвалов получил тогда сразу три золотых награды. Нашу девушку восторженно и окрестили "советской Джокондой".