С согласия Москвы бомбардировщики США базируются на Украине. Отсюда они атакуют Германию… И это не футурология.
Армады американских бомбардировщиков утюжат нацистскую Германию, но промышленные объекты и транспортные узлы Восточной Европы остаются вне досягаемости ВВС союзников. Тогда-то у американцев рождается идея о создании авиаузла в СССР для так называемых челночных рейсов: вылетев с запада и сбросив бомбы над Германией и над ее сателлитами, эскадрильи могли бы приземляться на советской земле. Там заправлялись бы, брали новый боезапас и выполняли ту же операцию, возвращаясь. Так американцы хотели минимизировать свои потери.
Из документа, врученного тов. Сталину президентом Рузвельтом на Тегеранской конференции 1943 года: "…делегация Соединенных Штатов предложила, чтобы были предоставлены воздушные базы в СССР, на которых самолеты Соединенных Штатов могли бы заправляться горючим, а также производить срочный ремонт и пополнять боеприпасы в связи со сквозной бомбардировкой с баз Соединенного Королевства".
Сталин с предложением американцев согласился в принципе, но отмашку дал лишь в начале 1944-го. Американцы присвоили операции кодовое название "Фрэнтик" (англ. Frantic, "неистовый"). Для решения задачи была сформирована авиационная база особого назначения во главе с генерал-майором Перминовым.
Британские ВВС участвовать во "Фрэнтике" отказались: Черчилль решил, что проведение операции потребует неразумно высокого уровня доверия Советскому Союзу, а в нашей стране он безоговорочно доверял единственно армянскому коньяку.
Советские и американские техники. Ист. фото - avionslegendaires.net
Варианты аэродромов перебирались разные: под Ленинградом (Пушкин), Новгород, Великие Луки, Курск, Харьков. В конечном итоге Сталин дал "добро" на три объекта в Полтавской области. Одно из преимуществ этого района заключалось в том, что он находился на одинаковом расстоянии и от Великобритании, и от Италии. Имелись и минусы: далековато до линии фронта, высок риск возможных диверсий со стороны украинских националистов.
От США предполагалось - 360 бомбардировщиков "Летающая крепость" и "Либерейтор", до 200 истребителей сопровождения. В месяц планировалось осуществлять 6 челночных операций - более 3 тысяч самолетовылетов.
За матчасть в основном отвечали янки. Из Ливерпуля в Мурманск отбыл специальный конвой из пяти судов: металлические плиты для взлетно-посадочных полос, высокооктановый бензин, запчасти к самолетам …
Корабли благополучно добрались до Мурманска 5 апреля, все грузы без промедления отправили железной дорогой в Полтаву. Основной персонал перебрасывали самолетами США: к июню 1944 они доставили в Полтаву 450 человек. Советская сторона копала, бетонировала.
Женщины разгружают железные плиты. Ист. фото - warfarehistorynetwork.com
Менее чем за месяц женщины выложили аэродром плитами на площади, равной 55 футбольным полям. (Вес одной плиты, на минуточку, 40 кг). Про другие работы можно говорить долго. Генерал Эйкер в беседе с Молотовым признался, что "подготовленные в СССР базы значительно лучше средних баз, имеющихся у американцев в Италии. И эти базы были подготовлены быстрее, чем это обычно делают американцы".
Газета "Правда" от 3 и 4 июня 1944 года. Ист. фото – из архива автора
Газета "Правда" от 3 и 4 июня 1944 года. Ист. фото – из архива автора
Операция "Фрэнтик" стартовала за 4 дня до высадки союзников в Нормандии, ознаменовавшей открытие долгожданного второго фронта. Ранним утром 2 июня экипажи, расквартированные на базах Южной Италии, получая полетные задания, испытали испуг: вместо привычного после бомбометания возвращения обратно, им предписывалось лететь дальше и садиться на территории СССР.
Тем же вечером маршал авиации Новиков отправил Сталину шифровку: "Посадка проведена благополучно. По информации генерала Дина и генерал-лейтенанта Эйкера, бомбардировке подверглись военные и железнодорожные объекты. Из состава группы, сделавшей посадку на наши аэродромы, потерян один самолет "Летающая крепость".
Американские и советские техники с авиабомбами на аэродроме под Полтавой. Источник: Музей ВВС США. Ист. фото - waralbum.ru
Ну, а дальше "воздушные рабочие войны" союзников занялись своим привычным делом. А в ночь на 22-е случилось то, что впоследствии американцы назовут "вторым Пёрл-Харбором". В ту ночь армия США понесла самою большую разовую потерю самолетов на земле за всю Вторую Мировую.
Рассказывает Александр Орлов, ветеран, доктор исторических наук: "11 июня 1944 года группа генерала Эйкера перелетала из Полтавы в Италию, и фотограф авиагруппы лейтенант Маккой взял с собой в машину аэрофотосъемку полтавского аэроузла... И надо было такому случиться, что немцы сбили именно этот самолет. Аэрофотоснимки попали к ним в руки. Через 10 дней над нами появился фашистский разведчик Хе-111. Перехватить его не удалось. А ночью над Миргородом, а затем и над Полтавой появились фашистские бомбардировщики, которые сначала сбросили осветительные бомбы, а затем осколочные, зажигательные и фугасные..." (ист. – "МК в Украине (Киев)", 14.04.2015).
Один из уничтоженных на земле во время налета немцев на авиабазу в Полтаве. Ист. фото - warfarehistorynetwork.com
Немецкая бомбардировка аэродрома в Полтаве продолжалась около двух часов и отличалась поразительной точностью — почти все бомбы упали в местах стоянок "Летающих крепостей" и так далее. Немецкие самолеты поддержала с земли диверсионная группа из числа украинских националистов, выпустившая в сторону аэродрома осветительные ракеты. В результате уничтожены 47 американских и 21 советский самолет, 26 американских самолетов повреждены, сгорело 360 тонн авиационного бензина, взорвано около 2 тысяч авиационных бомб. При этом ни один немецкий самолет не был сбит.
Военная цензура в США и Великобритании наложила вето на публикацию в печати любых сведений о трагедии в Полтаве. Доверие между союзниками в одночасье оказалось разрушенным: обвинения в значительных потерях американцы возложили на отвратительную организацию советской ПВО, а генерал Дин назвал немецкие бомбардировки "ошеломляющим ударом" по военному сотрудничеству между СССР и США. Так за ночь поставили под сомнение целесообразность продолжения операции "Фрэнтик".
Уцелевшие крылья спешно перебросили в Кировоград. после чего - на авиабазы в Италии.
Американские и советские пилоты рядом с истребителем "Аэрокобра". Источник: Музей ВВС США. Ист. фото - www.americanairmuseum.com
В итоге Штаты все-таки решили продолжить проведение операции, но в другом формате. А именно: продолжать авиационные налеты силами одних истребителей, не рискуя своими тяжелыми бомбардировщиками, пока не будет усилена ПВО полтавского авиаузла.
Челночные операции продолжались до конца сентября. К тому времени Красная армия ушла далеко на запад, надобность в них отпала, и 5 октября основная масса американцев с немалым облегчением покинула советские авиабазы.
Шесть лет спустя знакомые по Полтаве американские и советские летчики встретятся вновь. В небе Кореи. Но - уже по разные облака баррикад.
К тому времени все "made in USА" металлические плиты со взлетно-посадочной полосы полтавского аэродрома будут растащены местными жителями. Крепкие из них заборы получились.