Подлинный захват танкера родил художественный фильм. В него не вошла правда: не все люди могут выдержать пытки, а Родина не прощает.   

Лидером советского проката 1959 года стал фильм "Чрезвычайное происшествие", повествующий о мужественных советских моряках, сохранивших в китайском плену честь и гордость. Фильм посмотрели 47,5 млн зрителей, во дворах мальчишки еще долго играли в "ЧП". Все же знали, в основе сюжета подлинная история захвата танкера "Туапсе". Но лишь немногие - насколько киноистория далека от реальности. Когда один из освобожденных моряков посмотрел такое вот кино про себя, он лишь горько усмехнулся: "Чепуха все это". 

1 (15).jpg Ист. фото - hdpic.club

В роковой рейс танкер "Туапсе" вышел из Одессы 24 мая 1954 года. Уходил с внешнего рейда, к причалу не швартовались из соображений секретности. В Констанце приняли груз – 10 тыс. тонн керосина, и взяли курс на китайский порт Далянь. Там располагалась не только база маоистских ВМС, но и советские истребители МиГ-15, чьи пилоты вели боевые действия против авиации Чан Кайши, прикрываясь опознавательными знаками Китая. 

К 1954 году существовали два китайских государства: КНР Мао Цзэдуна и Китайская Республика Чан Кайши на Тайване. СССР поддерживал коммунистов, США – вторых. 

Блокада со стороны материкового Китая вынуждала тайваньские власти искать разные способы пополнения сырьевой базы, включая открытое пиратство. В 1949-1954 Тайванем было задержано более сотни судов (английских, панамских, польских, греческих), но корабли под красным флагом все это время ходили в Китай беспрепятственно: Сталина боялись. Но в марте 1953 вождь умер, а Хрущева решили испытать на прочность.  

2 (19).jpg Генералиссимус Чан Кайши на обложке журнала «ТIME» (18 апреля 1955 года). Ист. фото - flickr.com

В ночь на 23 июня танкер "Туапсе" следовал нейтральными водами в 125 милях от Тайваня. Над судном барражировали военные самолеты. Капитан послал тревожную радиограмму в Москву и получил ответ: следуйте своим курсом.

7 (9).jpg Ист. фото - fleetphoto.ru

В 4 часа утра путь танкеру преградил корвет в сопровождении двух эсминцев. На корвете замигал семафор, требуя лечь в дрейф. Обозначая серьезность намерений, были сделаны три предупредительных пушечных выстрела, а от корвета отчалил бот, набитый солдатами. Понимая, что происходит вооруженный захват судна, капитан приказал радисту сообщить об инциденте во Владивосток. Пока высадившиеся на борт чанкайшисты спускали советский флаг, в машинном отделении наши механики выводили из строя судовые механизмы. Теперь своим ходом танкер идти не мог. "Туапсе" взяли на буксир, завели в порт, где керосин выкачали, советских моряков разделили на три группы по 16 человек и поместили под стражу.  

О государственной принадлежности пиратских судов в Москве поначалу не знали. Но это были времена, когда за любым мало-мальски серьезным событием стояли или Советский Союз, или Штаты. Так что уже 24 июня замминистра иностранных дел Зорин пригласил американского посла в Москве и вручил ему ноту протеста. Администрация США дала ответ, что американский флот к этой истории не причастен. Однако несколько месяцев спустя в коммунистический Китай перебежали два офицера спецслужб Тайваня и они подтвердили, что танкер захватили с ведома американцев. 
Лишь после этого власти Китайской Республики официально подтвердили захват, а 8-го сентября арестованным советским морякам зачитали приказ начальника генерального штаба Китайской Республики: "Танкер и груз конфискованы. Команду считать военнопленными". 

Далее началась скрытая от посторонних глаз игра дипломатов. Наши давили на американцев, американцы поддавливали Чан Кайши. Поскольку Советский Союз не имел дипломатических контактов с Тайванем и не мог напрямую требовать возврата своих граждан, посредником выступила Франция. 

3 (14).jpg Газета «Правда» от 25 июня 1954 года. Ист. фото – из архива автора.

Тем временем пошла психологическая обработка советских моряков. В один из дней сентября им объявили, что началась третья мировая война, Владивосток пал, и теперь они по закону военного времени подлежат расстрелу. Тем, кто раскается и начнет сотрудничать, жизнь сохранят. Желающих раскаяться не нашлось. А пресса США вышла с заголовками: "Экипаж советского танкера выбрал свободу".

Вспоминает Николай Федоров ("Коля-маленький"), член экипажа "Туапсе":

"Меня отделили от группы. В экипаже я был самым молодым. Думали, быстро сломают. … Потом меня начал навещать русский "специалист" по агитации за измену Родине". (ист. – "Порто-Франко" (Одесса), 8 августа 2014)
Пищевой рацион урезали до минимума. Били палками по голеням и пяткам. Сутками не давали спать. Пропускали через тело электрический ток. Сажали в яму, мочились на головы, "расстреливали" холостыми патронами. После этого вновь и вновь появлялся белоэмигрант. В итоге почти половина команды (20 человек) письменно подтвердили свое решение "остаться в мире свободы".

29 продолжали держаться. Когда в июне 1955 Колю Федорова привели на очередную "беседу", переводчик, воспользовавшись отсутствием офицера, прошептал: "Передай своим, что французы ведут переговоры о вашем освобождении. Скоро всех отправят на родину". Так оно и случилось: 30 июля 29 человек из экипажа "Туапсе" — все, кто не подписал, включая капитана, вернулись в СССР. 

Их путь домой лежал через Китайскую Народную Республику. Тов. Хрущев еще не успел поссориться с тов. Мао, и китайцы устраивали советским морякам грандиозные торжественные встречи с цветами и оркестрами. Чествование героев продолжилось в Москве, где их принимало высшее руководство СССР. Каждый освобожденный получил орден "Знак Почета", годовую зарплату и бесплатную семейную путевку на Черное море. 
В 1956 году капитан Калинин и замполит Кузнецов напишут повесть "Танкер "Туапсе"", и вскоре по ней будет снят блокбастер "Чрезвычайное происшествие". 

4 (13).jpg По одной из версий, 29 человек из экипажа «Туапсе» обменяли на пленных американских летчиков, сбитых в Корее. На фото - прибытие тайваньских пленников в Москву. Ист. фото - vespig.wordpress.com

Разумеется, ни в фильме, ни в книге не упоминались те 20 моряков. Судьбы их сложились весьма драматично, поскольку расчет быстро вернуться на Родину окольными путями оказался ошибочен.  

Вспоминает Николай Ваганов, член экипажа "Туапсе", судовой бухгалтер:

"Каждый день ко мне приходили с кипой бумаг, расписывали преимущества американской демократии. Естественно, требовали подписать бумагу о том, что я, Николай Ваганов, прошу политического убежища. Каюсь, через три месяца такой обработки я сломался. (ист. – "Порто-Франко" (Одесса), 8 августа 2014)

В октябре 1955 девять из двадцати подписантов вылетели в США. Там они раздавали многочисленные интервью, выступали в прямом эфире на "Голосе Америки", а вечерами обсуждали в гостиничном номере план побега. В апреле 1956 пятерым, включая Ваганова, удалось добраться до советского посольства в Вашингтоне. Все пятеро подтвердили: дескать, да, и документы подписывали, и в СМИ выступали - но все это делалось с единственной целью: вырваться. Особых репрессий, как ни странно, не было. Лишь в 1963-м одного из них - Николая Ваганова - арестовали за недостачу, а в итоге осудили за измену Родине. (Как он впоследствии объяснял, "за то, что болтал много".) Через семь лет помиловали, но реабилитации добился лишь в августе 2000 года.   

Четверых моряков, которые не смогли попасть в советское посольство в Вашингтоне, Одесский областной суд заочно приговорил к смертной казни. Один из них – радист Иваньков-Николов, первым подписавший заявление о невозвращении – в 1961 году тяжело заболел в США, был передан сотрудникам нашего посольства и возвращен в Союз, где его почти 20 лет содержали в психбольницах закрытого типа. Оставшиеся трое (Татарников, Еременко, Соловьев), узнав о незавидной участи товарища, возвращаться не рискнули.