К нам идет поток англо-американских караванов. За ним – жизни и трагедии. Первый добрался 31 августа, на западе его назвали "дружеским рукопожатием". Это не фантастика.
Погрузка танков в Ливерпуле. Ист. фото - iwm.org.uk
Разгром Франции и последующая оккупация немцами большей части Европы заставили руководство США пересмотреть политику невмешательства. Запоздало, но Штаты осознали, что военная помощь врагам Германии отвечает их национальным интересам. 11 марта 1941 года был принят закон о ленд-лизе. "Мы должны стать арсеналом демократии", - заявил президент Рузвельт. После 22 июня в число стран-получателей включен и Советский Союз.
Во время Второй Мировой американские плакаты учили говорить по-русски. Ист. фото – журнал «Ваш тайный советник» (АЖУР)
Решению о помощи СССР предшествовал визит в Вашингтон нашей военной миссии во главе с генерал-лейтенантом, будущим маршалом Филиппом Голиковым (17-19 июля). Тогда советская делегация посетила, в том числе, генерала Джорджа Маршалла и руководителя программы ленд-лиза Эдварда Стеттиниуса, произведя на обоих самое благоприятное впечатление. Стеттиниуса особенно поразило, что в начальный, самый трудный период войны, советские представители с дальним прицелом делали упор на поставку станков и материалов, необходимых для собственных военных заводов. Вскоре был создан межправительственный комитет по оказанию помощи СССР. Подписанный в Москве протокол предусматривал поставку самолетов, танков, орудий, грузовиков, а также алюминия, тротила, нефтепродуктов … В знаковый для русских день 7 ноября Рузвельт объявил оборону СССР жизненно важной для безопасности США.
Не оставались в стороне и англичане. Уже 8 июля Уинстон Черчилль в письме к Сталину заверил, что его страна сделает все возможное для СССР. Вскоре были намечены несколько маршрутов, по которым помощь могла бы доставляться к нам, и 12 августа по одному из них – наиболее короткому и быстрому (арктическому) - из порта Ливерпуль вышел первый конвой. Так началась операция под кодовым названием "Дервиш".
Разгрузка в Мурманске. Из фондов Мурманского областного краеведческого музея. Ист. фото - waralbum.ru
В переводе с персидского "дервиш" означает "бродягу". Но не таким уж и нищим оказался караван, состоящий из 7 транспортов (6 сухогрузов и 1 танкера) и 15 судов боевого охранения. 31 августа он благополучно добрался до порта Архангельска, доставив 25 тыс. тонн различного груза (каучук, олово, обувь, шерсть и военная техника, включая 15 истребителей "Харрикейн" в разобранном виде и 24 на палубе авианосца). В тот же день, выступая с речью, британский министр иностранных дел Иден заявил: "Мы должны помочь удовлетворить нужды России, как свои собственные". Впрочем, о своих нуждах англичане тоже не забывали: в обратный путь британские транспортные суда ушли из Архангельска загруженными пиломатериалами и рудой.
Вспоминает Эрик Элли, радиолокаторщик эсминца "Инглфилд", шедшего в составе первого арктического конвоя: "Операция "Дервиш" была очень простой и легкой: не было штормов, не было боев и 24 часа в сутки было светло. Немцы просто не поняли, что мы делаем. И все мы подумали, что и дальше будет так же легко".
Англичанки готовят танк «Матильда» к отправке в СССР. Ист. фото - iwm.org.uk
Дальше легко не было. Действительно, поначалу немцы почти не обращали внимания на северные конвои, столь велика была их уверенность в скорой победе. Так что практически все конвои 1941 года обошлись без потерь. Но после разгрома под Москвой спохватились и, вознамерившись парализовать движение, начали стягивать на север оккупированной Норвегии самолеты, корабли и подлодки. Последние представляли наибольшую угрозу, самые серьезные потери конвои несли из-за их атак. Чаще всего те действовали т.н. "волчьей стаей": группа из 3-4 подлодок внезапно и одновременно атаковала конвой или его часть, и тут же незаметно "разбегалась".
Проводка конвоев осуществлялась британским флотом, а в Баренцевом море их охранение усиливалось кораблями советского Северного флота. Боевые корабли охранения в составе конвоя шли специальным порядком. Одному из них отводилась роль спасательного судна: по его бортам выступали специальные "выстрелы", к которым подвешивались сети. Таким образом, оказавшись в ледяной воде, люди могли спастись, ухватившись за сеть, при этом корабль-спасатель не замедлял хода. Помимо эскорта, англичане отправляли в плавание эскадры прикрытия, которые шли южнее, прикрывая транспортные суда от крупных надводных сил противника.
По конвою нам доставили фильм «Серенада Солнечной долины». Ист. фото - old.knpam.rusneb.ru
"Дервиш" оказался первым и единственным конвоем с оригинальным именем. Далее арктические конвои, следовавшие в СССР, до конца 1942 года обозначались индексом PQ, а конвои обратного направления – QP.
В 1942 году арктические конвои несли огромные потери. Одна из причин тому – их разномастность: в состав входили как тихоходные, так и быстроходные суда; как старые, так и новые. Общая же скорость движения определялась по скорости самого медленного судна. К тому же зачастую суда были скверно вооружены. И если с надводными атаками еще как-то могли справляться, то против атак авиации оказывались беззащитными. Наиболее трагичной оказалась судьба конвоя PQ-17: в июле 1942 года германский флот во взаимодействии с авиацией атаковал его огромными силами. Рассеявшиеся суда поодиночке прорывались в Архангельск, и большинство из них стали легкой добычей немецких самолетов и подлодок. В тот день были затоплены 22 транспортных судна из 35.
Лишь начиная с 1943 года, баланс сил в арктических водах постепенно начал смещаться в сторону союзников: конвоев становилось больше, а их проводка сопровождалась уже меньшими потерями.
Менее опасным считался тихоокеанский маршрут. Там перевозки велись лишь судами под советским флагом (в отличие от США, мы в то время с Японией не воевали). Далее полученный груз везли по железной дороге. Третий маршрут (транс-иранский) обслуживался преимущественно американскими судами.
Они доставляли грузы в порты Персидского залива, а далее те направлялись в Союз железнодорожным и автомобильным транспортом. Для обеспечения полного контроля над потоками в этом регионе наши с англичанами оккупировали Иран, а чтобы увеличить пропускную способность, провели модернизацию портов Персидского залива. В придачу компания "Дженерал моторс" построила в Иране два завода, где производилась сборка предназначенных для поставки в СССР автомобилей.
Большой Смоленский пр., 36. Памятник дружбы в конвоях. Ист. фото – Михаил Огнев, Фонтанка.ру
Десять лет назад, 31 августа 2014 года перед зданием Морского колледжа на Большом Смоленском проспекте открыт монумент "Памяти моряков полярных конвоев 1941-1945". Три фигуры - российского, британского и американского моряков - стоят вместе на носу боевого корабля.