С капиталистической Корей мы дружили, но и обидевшись друг на друга, торговать не перестали. Трудно им без нашего топлива и рыбы, а вот с электроникой и прям беда.

В недружественной Южной Корее мудрёно и неспокойно: военное положение, оппозиционный парламент, импичмент, президент-властолюбец и его жена, выглядящая вдвое моложе своих лет. До всего этого россиянину вдруг стало дело, благо Сеул не всегда был ему враждебен. Ещё недавно с конвейера петербургского завода Hyundai съезжали "Солярисы" и "Креты", в Ивангороде комплектующие штамповала Yura Corp, а во Всеволожске тормозные системы выпускал Hanil Holding. И даже на бежавший из Ленобласти американский автозавод Ford первой пришла Sangwoo Hitech Co.

Одним словом, из азиатских "тигров" и "драконов" Южная Корея была основным после Китая нашим партнёром на Дальнем Востоке. Однако в 2022 году эта страна вместе с Японией и Сингапуром присоединилась к западным антироссийским санкциям.

Как водитель, подъезжая к переезду должен помнить, что поезд мгновенно остановить невозможно, так и экономист понимает, что в один момент разорвать крепнувшие год от года бизнес-связи не получится. Товарооборот Южной Кореи с Россией продолжает снижаться, но окончательно не прекратился. В отличие от Федеральной таможенной службы России (ФТС), корейские таможенники не приостанавливали публикацию данных по импорту и экспорту. Но представление о том, что связывает сегодня две страны, позволяют получить данные Korea Custom Service.

По данным на 4 декабря, товарооборот между Южной Кореей и Россией снизился до $9,7 млрд. Вряд ли за последний месяц он приблизится к прошлогоднему, хотя и 2023-й был не самым успешным в торговле двух стран — $15 млрд. Лучше всего бизнес у корейцев и россиян шёл сразу после отмены ковидных ограничений. В 2021 году товарооборот достиг рекордных $27,32 млрд. Тогда Сеул ввёз к себе российских товаров на $17,35 млрд, а россияне к себе корейских штуковин на $9,97 млрд.

Таким образом с того момента, как Южная Корея присоединилась к антироссийским санкциям, товарооборот между нашими странами упал на 45%, а по итогам 2024 года глубину падения, по всей видимости, можно будет измерять уже 60%.

Тем не менее статистика говорит о том, что страна к югу от 38-й параллели по-прежнему больше покупает российского, чем отправляет своего.

Список Минторга Южной Кореи запрещенной, без спецразрешения правительства, к экспорту в Россию продукции - это 800 товарных позиций. В том числе действует запрет на продажу автомобилей и деталей для автомобилей дороже $50 тысяч. Однако самой востребованной у россиян корейской продукцией в 2024 году являются транспортные средства (кроме железнодорожных и трамвайных вагонов). Такого в Россию в текущем году уже ввезено на $710 млн. На втором месте снова тяжёлые вещи — котлы, станки и механические устройства. Таких ушло россиянам на $603 млн. В топе также пластмассовые изделия — на $481,6 млн, и парфюмерия — на $317 млн.

Особая статья взаимоотношений с Южной Кореей — это высокотехнологичное оборудование. Собственно, в массовом сознании эта страна и ассоциируется у россиян с продукцией таких брендов, как Samsung и LG Electronics. Тут, судя по статистике, действительно должна ощущаться нехватка. Например, фото- и кинотовары находятся в четвёртой корейской экспортной десятке.

Как и другие страны коллективного запада, Южная Корея чётко обозначила, что будет сокращать поставки российских углеводородов, и даже с декабря 2022 года перестала возить сырую нефть. Потребление нефтепродуктов с Севера, хоть и сокращается, но сырьевые вещи — это по-прежнему основа тех товарных потоков, что идут из России на Корейский полуостров. Так, в 2024 году половина наших поставок Сеулу — это различные виды топлива, их уже было отправлено на $3 млрд. Вторая позиция — рыба и другие обитатели российского моря — $726 млн. Южной Корее, как и раньше, нужен наш алюминий, его она уже купила на $700 млн, а также химия — $623 млн.