На протяжении беспокойного 2024 года порты Балтийского бассейна продолжали работать на российскую экономику. 47news показывает, что из этого вышло.

По итогам 2024 года порты России перевалили 886 тысяч грузов различной номенклатуры, а ещё 5,6 млн тонн контейнеров, следует из данных "Морцентр-ТЭК". По отечественной портовой инфраструктуре метили вражеские дроны, а от причалов уходил торговый флот, за которым внимательно следили в зарубежных правительствах. Судоходство и портовый бизнес продолжают оставаться ключевыми элементами мировой торговли. 47news показывает, каков вес в этой системе российских портов Балтийского бассейна — Санкт-Петербурга, Ленинградской и Калининградской областей.

Контейнеры

В 2024 году российские порты перевалили почти 5,6 млн TEU, из них почти треть - 1,6 млн TEU (эквивалент 20-футового контейнера) пришлось на порты Балтийского бассейна — Петербург, Калининград и немного Усть-Лугу. По сравнению с 2023 годом стивидоры Балтики нарастили работу с "ящиками" на 34,5%.

Самым крупным морским контейнерным терминалом на Северо-Западе продолжает оставаться ЗАО "Контейнерный терминал Санкт-Петербург" в Большом порту. Хотя он оказался чуть ли не единственным, кто про итогам года сократил перевалку (-8,6%). Также не смог выйти на прошлогодние показатели "Феникс" в Бронке (-32,9%).

Также в лидерах - АО "Петролеспорт" - свыше 316 тысяч TEU, АО "Первый контейнерный терминал" - почти 286 тысяч TEU.

Через единственный профильный комплекс в Ленинградской области - АО "Усть-Лужский контейнерный терминал" - прошло 8 557 TEU.

Удобрения

Химические удобрения — груз, на котором растут порты Северо-Запада. По итогам 2024 года через порты Балтики за рубеж было отправлено 36,1 млн тонн удобрений. Это на 22% больше, чем в 2023 году. Почти половина всех удобрений была обработана в Ленобласти — в Усть-Луге и совсем немного - в Выборге.

Лидер в перевалке удобрений — ООО "Ультрамар". За отчётный период через этот усть-лужский терминал экспортировали 11,7 млн тонн (+21,4). Ещё 4 млн тонн сработал его сосед — ООО "Европейский серный терминал" (+0,7%). Третий из Усть-Луги в лице АО "УЛКТ" перевалил 423 тысячи тонн. На противоположном, северном берегу Финского залива, в Выборге, ООО "Порт Логистик" перевалило 162,4 тысяч тонн удобрений (-40,6%).

Ещё почти 20 млн тонн удобрений отправили заграницу через Большой порт Санкт-Петербург (+26,1%). С этой номенклатурой в мегаполисе в 2024 году работали восемь перевалочных комплексов.

Пока в общей статистике удобрений не учтены показатели терминала "Порт Фавор". Он официально заработал в Усть-Луге только в середине декабря, запустив первую очередь по перевалке сжиженного аммиака. Согласно сообщению компании, за месяц работы "Порт Фавор" отправил на экспорт 62,7 тыс тонн аммиака.

Нефть

В 2024 году через российские порты Балтийского бассейна было экспортировано 77,7 млн тонн нефти (-1,6%). В целом за отчётный период через все порты России за рубеж отправили почти 189 млн тонн нефти (+0,9%).

Что касается морских терминалов Северо-Запада, то на терминале ООО "Приморский торговый порт" в Приморске танкеры взяли 43,7 млн тонн нефти (-1,6%), а на ООО "Невская трубопроводная компания" (НТК) в Усть-Луге — 33,6 млн тонн (-1,4%).

Ещё 285 тысячи тонн перевалило в калининградском порту ООО "Лукойл-Комплексный нефтяной терминал" (-17,5%).

Нефтепродукты

Продолжилась тенденция по снижению перевалки в российских портах Балтики нефтепродуктов. По итогам 2024 года этим путём за рубеж их ушло почти 38,1 млн тонн (-20,9%).

Единственным комплексом, который нарастил перевалку нефтепродуктов, оказался ООО "НОВАТЭК-Усть-Луга". Именно он в начале года пережил атаку украинских дронов.

Через усть-лужский "НОВАТЭК" к заркбежным партнёрам России в 2024 году ушло 7,4 млн тонн нефтепродуктов (+13,4%).

В Приморске ООО "Приморский торговый порт" сократило перевалку на 13,7%, отправив на экспорт 14, млн тонн нефтепродуктов. В ещё одном порту Ленобласти - в Высоцке ООО "РПК-Высоцк "Лукойл — II" сократил отправки зарубеж на 15,2% — до 7,7 млн тонн.

В Большом порту Санкт-Петербурга через АО "ПНТ" на экспорт было отправлено 5 млн тонн нефтепродуктов (-26,2%).

Сжиженный газ

За месяц до завершения 2024-го 47news уже рассказывал о газовых рекордах страны и Ленобласти. В итоге газовые терминалы 47 региона завершили год со следующими показателями.

В Высоцке "Газпром СПГ Портовая", дочка газовой монополии, начавшая работу в 2024-м, поставила 1.2 млн тонн. Еще 785,4 (+10,1%) у соседей - предприятия "Криогаз-Высоцк", принадлежащего всё тому же "Новатэку".

На противоположном, южном, берегу Финского залива в Усть-Луге экспортёр ООО "Портэнерго" (оператор "Сибур") отправил 565,4 тысячи тонн (-37,1%).

Тем не менее, в общем по Балтике по итогам 2024 года рост по СПГ превысил 60%, а в абсолютных цифрах с 1,6 млн до 2,5 млн тонн.

Уголь

И в 2024 году порт Усть-луга оставался главными воротами для российского угля на Балтике. Общий показатель бассейна остался практически идентичен прошлогоднему — в портах Северо-Запда было преваленопочти 45 млн тонн угля.

Среди усть-лужских стивидоров самые большие угольные объёмы прошли через АО "Ростерминалуголь" - 17,1 млн тонн (-14,3%), ООО "Ультрамар" - 12 млн тонн (+19,1%), ООО "УТТ Усть-Луга" (юридическое лицо проекта Lugaport холдинга "Новотранс") - 5,3 млн тонн, а также ООО "Универсальные перегрузочный комплекс" - 4,8 млн тонн (+9,1%)

Зерно

В 2024 году через морские терминалы Балтийского бассейна за рубеж ушло 3,2 млн тонн зерна (+30,8%). Из них 1,12 млн тонн — это ООО "Порт Высоцкий" в Ленинградской области (комплекс работал не только с зерном на экспорт, но и в транзите).

Для нового терминала "Новотранса" ООО "УТТ Усть-Луга" (Lugaport) холдинга "Новотранс" в морском порту Усть-Луга показатели работы с зерном по-прежнему невелики — 81,8 тысяч тонн.

Кроме этого, еще 124,8 тысячи тонн зерна обработали в Большом порту Санкт-Петербурга, а через три калининградских терминала — "КМТП", "Портовый элеватор" и "Содружество Соя" — экспортировали 396,2 тысячи тонн. При этом еще более миллиона тонн зерна калининградцы приняли, как импорт.

Зерно не является для портов Северо-Запада профильным грузом. Для примера: через порты Азово-Черноморского бассейна в 2021 году в зарубежные страны ушло почти 58,1 млн тонн зерна.