Удобрения — ключевой груз для российской Балтики. Из года в год — рекорд. Но, только, Европа — не главное экспортное направление.
Европейская комиссия 28 января предложила поэтапно увеличивать пошлины на азотные и азотосодержащие удобрения из России. Решение своих чиновников поддержали производители агрохимикатов из ЕС. Через прессу они даже заявили, что решение надо принимать побыстрее, а тарифы повышать посмелее.
Перевалка удобрений — ключевая история последних лет для российский балтийских портов и, в частности, Усть-Луги. Именно на этом грузе они растут. Морем через Северо-Запад уходит 85% отечественных минеральных и химических удобрений. Так, по итогам 2024 года через свои порты Россия экспортировала 42,4 млн тонн удобрений, а на Балтику пришлось 36,1 млн тонн. При этом в портами заходов, уходящих из Усть-Луги и Петербурга, по-прежнему можно видеть и Антверпен, и Роттердам. В конце декабря первый танкер-химовоз зашёл на новый усть-лужский терминал "Порт Фавор" (в прошлом известен как ЕТУ) — он начал работу с удобрениями с налива, то есть с аммиака.
Летом 2024-го глава Российской ассоциации производителей удобрений Алексей Гурьев ожидал, что по итогам года будет абсолютный российский рекорд в виде экспорта 44 млн тонн. Получается, что недосчитался 1,8 млн тонн. Но что это на фоне годового общероссийского роста почти в 18%.
Что касается непосредственно Балтики, то по итогам 2024 года через порты этого бассейна за рубеж было отправлено 36,1 млн тонн удобрений. Это на 22% больше, чем в 2023 году, следует из данных "Морцентр- ТЭК". Почти половина была обработана в Ленобласти — в Усть-Луге и совсем немного - в Выборге.
Лидер в перевалке удобрений — ООО "Ультрамар". За отчётный период через этот усть-лужский терминал экспортировали 11,7 млн тонн (+21,4). Ещё 4 млн тонн у его соседа — ООО "Европейский серный терминал" (+0,7%). Третий из Усть-Луги в лице АО "УЛКТ" перевалил 423 тысячи тонн. На противоположном, северном берегу Финского залива, в Выборге, ООО "Порт Логистик" перевалило 162,4 тысяч тонн удобрений (-40,6%).
Ещё почти 20 млн тонн удобрений отправили в Европу через Большой порт Санкт-Петербург (+26,1%). С этой номенклатурой в мегаполисе в 2024 году работали восемь перевалочных комплексов.
Пока в общей статистике удобрений не учтены показатели терминала "Порт Фавор". Он официально заработал в Усть-Луге только в середине декабря. Согласно сообщению компании, за месяц работы отправлено на экспорт 62,7 тыс тонн аммиака.
Обосновывая тему поднятия пошлин на российские удобрения, и европейские чиновники, и местные производители возвращаются к теме газа,точнее, его стоимости, она высокая. А газ - основное сырье для азотных удобрений, таких, как аммиак и мочевина.
"Важнейшие для мирового сельского хозяйства удобрения сильно зависят от природного газа в качестве сырья, в результате чего европейским производителям приходится конкурировать на фоне стабильно высоких цен на газ", — говорится в материале Еврокомиссии.
К высоким энергозатратам в Европе добавляются также высокие затраты на рабочую силу и жёсткое регулирование.
В свою очередь, отечественные экспортёры удобрений пока беспокойно отнеслись к новостям о возможных европейских пошлинах. Если для европейских фермеров Россия — это главный поставщик удобрений, то для России Европа — не рынок №1. Самый большие объёмы российских удобрений идут в Латинскую Америку и Индию, а потом уже в Европу.