Кто и как изменил вектор развития детского кино в СССР. Вот о чем эта история с участием мальчика Пети.

Первый советский детский фильм "Красные дьяволята" вышел в свет в 1923. Правда, изначально детским он не задумывался, но так вышло, что эта немая лента пользовалась невероятным успехом в первую очередь у юной аудитории. Достаточно сказать, что советские дети буквально заваливали письмами тогдашнего командарма Первой Конной, требуя принять в свои ряды добровольцами. Осознавая силу влияния кинематографа на детей и подростков, Советская власть озаботилась воспитанием маленького зрителя.

В 1929 году правление Совкино решительно потребовало расширить производство детских фильмов, дав старт целой плеяде фильмов о подростках, объятых героическим духом борьбы за коммунистические идеалы. Главный посыл: советские дети – это те же взрослые, хоть и маленькие, но все равно - либо герои революции и Гражданской войны, либо активные строители светлого будущего. Отречение от отцов, атеизм, восхождение пионерства – вот главные темы раннего советского детского кино. Киношные беспризорники находят в пионерских отрядах свою семью. Кинодевочки и киномальчики борются с вредителями. Народный бунт романтизируется, теряя "бессмысленность" и усиливая "беспощадность". Так бы тому продолжаться, кабы не два режиссера, решительно развернувших вектор развития советского детского кино в сторону не героических, но более понятных детям сказочных чудес. Их имена Александр Птушко и Александр Роу.

2.jpg «Смена», 1935.

Выпускник Московского института народного хозяйства Птушко сменил несколько профессий. С 1927 он работает как режиссер мультфильмов и конструктор мульткукол на киностудии "Мосфильм". Первой масштабной полнометражной работой молодого режиссера стал фильм "Новый Гулливер" (1935), поразивший обилием новаторских киношных идей.

В основе сюжета лежит первая часть классического романа Джонатана Свифта о приключениях Гулливера в Лилипутии. Волею советских киношников история XVIII века была переформатирована в советские стандарты 1930-х и повествовала о том, как пионер Петя Константинов, проводя летнюю смену в "Артеке", заснул с книгой Свифта на кармане и во сне увидел себя пленником в стране лилипутов, где царят дикие нравы загнивающего буржуазного Запада. Ну а дальше парламент Лилипутии решает сохранить Пете жизнь и даже принять его, как высокого гостя, потому что "человек-гора может быть использован в военных целях". В свою очередь Петя хочет узнать, как живет народ Лилипутии, и это вызывает панику среди придворных. И вот наконец пролетариат Лилипутии поднимает восстание. Повстанцам помогает пионер Петя.

3.jpg «Смена», 1935. Ист. фото – из архива автора

Полнометражный художественный фильм "Новый Гулливер" был создан средствами объёмной мультипликации. В нем, помимо актеров, участвуют статисты - люди и полторы тысячи кукол. У большинства из них свои неповторимые лица, физиономии и откровенные хари, отражающие множество эмоций.

"Почти все куклы и особенно главные персонажи… наделены индивидуальными чертами, имеют свой характерный облик и обладают выразительной мимикой… Для главных персонажей заготовлен большой выбор "масок-эмоций". Например, у короля Лилипутии имеется до 10 эмоций. Сюда входят воодушевление, радость, любовь, нежность, гнев, ненависть, злость, возмущение, притворство, и т.п." (ист. – журнал "Смена", №9, 1934)

Сегодня американцы с гордостью вспоминают, что первая кукла в полнометражном кино "ожила" в Голливуде, имея в виду своего плюшевого, с одним и тем же выражением морды Кинг-Конга (1933). Однако наш "Новый Гулливер" и их "Кинг-Конг" – художественные величины несопоставимые, к тому же фильм Птушко стал первым в мире, где живые и кукольные персонажи соединялись не посредством монтажа, а действовали в одном кадре.

4.jpg kino-teatr.ru

"Новый Гулливер" стал дебютной работой в кино композитора Льва Шварца (1898-1962). Помимо фоновой музыки и финальной пионерской песни, режиссер поставил Шварцу задачу сочинить музыкальную пародию, высмеивающую мещанское искусство, с которым в ту пору вели беспощадную борьбу. В сочиненной композитором песенке угадываются насмешки над тогдашним мега-хитом Петра Лещенко "Моя Марусечка" и над ариэтками Александра Вертинского "Маленький креольчик". А песня кукольного антрепренёра Фо-Ля "Моя лилипуточка" быстро сделалась народной классикой.

Цитата: "Когда в "Новом Гулливере" среди нечеловеческих, карикатурных гримас Лилипутии глиняный человечек на долгом крупном плане так по-человечески грустно, глазами некрасивого и неудачливого в любви комедианта, смотрит куда-то в пол, выводя слова красивейшего танго "Моя лилипуточка, моя любовь, слова перепутамши, пою без слов" - после этого, видя по телевизору Азнавура, мы понимали его без перевода" (ист. – журнал "Сеанс", 09.04.2020).

5.jpg из архива автора

Во второй половине 1930-х советский "Новый Гулливер" вызвал большой резонанс во всем кинематографическом мире, о нем с похвалой отзывался сам Чарли Чаплин. Ильф и Петров в своих очерках "Одноэтажная Америка" рассказывают, как на прогулке по Бродвею видели богатую рекламу этого фильма, шедшего тогда в американском прокате. Дочь режиссёра Наталия вспоминала, что Уолт Дисней, увидев "Нового Гулливера", "прислал отцу восторженное письмо: "Ради Бога, приезжайте, я дам вам любую студию!" На что Александр Лукич якобы ответил, что он – "русский человек и никуда из России не уедет". В наши дни современная зарубежная кинокритика, разбирая фильм "Новый Гулливер", величает Александра Птушко не иначе как русским Спилбергом. А тогда, в 1930-е, свою заслуженную порцию всесоюзной славы получил единственный главный и по-настоящему живой персонаж фильма – Гулливер, роль которого исполнил школьник Володя Константинов.

6.jpg kulturologia.ru

В будущем из подростка вполне мог состояться профессиональный актер, но судьба распорядилась иначе – роль Гулливера стала для него единственной. Вскоре после окончания школы Константинов достиг призывного возраста, ушел на советско-финскую войну. Потом Великая Отечественная.

Константинов воевал в 7-й бригаде морской пехоты Краснознаменного Балтийского Флота и согласно наградному листу, "… радист Константинов, лично участвуя в контратаке, уничтожил 6 гитлеровцев и станковый пулемет. … при третьей атаке противника с автоматом в руках погиб, призывая товарищей уничтожать врага".

podvignaroda.ru

На фильмах режиссера Птушко "Новый Гулливер" (1935) и "Золотой ключик" (1939), в которых зачастую и понять нельзя, где играет человек, а где кукла, выросло поколение.