Кое-как, но приняли Стратегию развития Ленобласти до 2036 года. Пока обсуждали, вспомнили, как правительство не уважает депутатов. И что надо рожать и бороться с заводами.

На заседании ЗакСа Ленобласти в среду, 26 марта, обсуждалась Стратегия развития региона до 2036 года. 47news подробно рассказывал, чему посвящен документ и что от него ждать.

Впрочем, народные избранники впервые могли при широкой публике подчеркнуть, что их не устраивает в документе. Представляя Стратегию, вице-губернатор по экономике Дмитрий Ялов рассказал, что один из главных приоритетов сегодня – это демография. Отметил, что численность населения Ленобласти хоть и увеличивается, но – за счёт миграции. На втором месте по важности – технологическое усложнение экономики. Здесь важно не попытаться заместить зависимость от недружественных стран зависимостью от дружественных, а перейти к самодостаточности.

Он подметил, что при обсуждении Стратегии было много вопросов от депутатов, и он обещал их доработать в течение месяца. Собственно, молчать присутствующие и не собирались.

- Вопрос простой, на каком основании значок глиноземного производства обозначен на страницах Стратегии, если еще нет никаких решений по строительству завода? – спросил очевидное лидер фракции КПРФ Иван Апостолевский.

В принципе, все привыкли, что ни о чем другом депутат и не спрашивает, ведь рядом с его родным Сосновым Бором могут построить глиноземный завод. Хотя власти подчеркивают, что пока точное место не выбрано.

- Если бы решение было принято, этот значок был бы на схеме территориального развития. Если есть вопросы по некорректности отображения карты, давайте рассмотрим их ко второму чтению, - отметил Ялов.

Депутат Александр Рязанов поинтересовался, почему Ленобласть стремится к коэффициенту "1,23 на женщину", если при коэффициенте ниже двух "идёт вымирание".

- Каждый сам выбирает, как стремиться к этому коэффициенту, у меня, к примеру, трое детей, - ответил Ялов Рязанову, у которого, впрочем, их тоже не мало – двое.

- Молодец, - крикнул лидер фракции ЛДПР Андрей Лебедев.

По мнению Ялова, проблема не только с рождаемостью, но и регистрацией родителей в Ленобласти, а не в других регионах, и, по его словам, сегодня цифра ещё ниже, так что стремиться придётся все же к реальности.

В целом, по сути заложенных в Стратегию цифр вопросов не было, и обсуждение превратилось в битву идеологий.

Так, коммунист Апостолевский переспросил, откуда вообще деньги на достижение целей Стратегии, если бюджет сверстывается с дефицитом. "Это категорически недопустимый подход, если бы не было денег, нам бы не пропустили", - парировал Ялов.

Его товарищ Николай Кузьмин спросил, хватит ли вообще трудовых ресурсов в ближайшие десять лет, с учетом высокой смертности и низкой рождаемости.

- Это болезненная тема. У нас сейчас самое малочисленное поколение 25-30 лет, их вдвое меньше, чем тех, кому 30-40 лет. Здесь только один выход – роботизация труда и внедрение искусственного интеллекта, - обратил внимание Ялов.

Чуть позже стало ясно, что единения по поводу Стратегии не предвидится. Хотя бы потому, что коммунисты обиделись и объявили о неуважении чиновников к правительству.

- Вот мне говорят: "Надо будет – уберем глиноземный завод из Стратегии". А ведь это документ, который должен прорабатываться. Даже мы, депутаты, не участвовали в его разработке. Это показывает всю суть: мы включили, но если что – можем убрать. Это не стратегическое планирование, это может документ-резолюция, не более. Если мы себя уважаем, должны заставить правительство работать с нами, - объявил Иван Апостолевский.

Лидер фракции "Справедливой России" Александр Перминов отметил, что в документе очень много умных фраз, но они непонятны для простых людей. "Им нужно понять, что будет в Ленобласти, уезжать им или оставаться. Мы не можем принять эту стратегию", - поставил точку он.

Итого, из присутствующих 43 депутатов уже было 9 голосов "против".

Лидер фракции "Единая Россия" Олег Петров как всегда выступил в защиту правительства, подметив, что в зале звучит много слов о том, что чиновники не уважают депутатов.

Гораздо бодрее, хоть и также не по сути, выступил единоросс Александр Рязанов:

- Каждый раз, слушая выступление коллег по поводу этого глинозема, поражаюсь. Если бы это были выступления от либеральных партий, еще бы понял. Но коммунисты? В советское время такой коммунист отправился бы по пути карательной психиатрии. Ладно еще молодое поколение, но есть же среди коммунистов те, кто застал карательную психиатрию при своей жизни.

Единоросс Станислав Еремеев высказал мнение, что коммунисты себе противоречат. С одной стороны, говорят о промышленном развитии, с другой, выступают против создания производств. "Надо исходить из правды жизни, а она заключается в том, что надо повышать качество жизни", - витиевато прокомментировал он.

Лидер фракции ЛДПР Андрей Лебедев ни на что не намекал, но вспомнил, как 25 лет назад его приход в законодательную власть начался с противоборства строительству алюминиевого завода во Всеволожске.

Потом Лебедев зачем-то рассказал, что у них с женой нет общих детей. Но вздохнул: "Время было другое. Сегодня шибко умные не хотят рожать, а хотят карьеру".

Его никто расспрашивать не стал, но весьма грустно выступил спикер Сергей Бебенин. Так, по его словам, месяц назад Стратегия была отклонена для принятия и лежала в канцелярии. За это время никто не подал поправки.

"Вот вы говорите – "нас не уважают". Но уважение не пропишут, его заработать надо. За свои слова отвечать надо. В чём вы уважение-то хотите? Чтобы его прописали к мандату депутата".

Также он напомнил, что каждый парламентарий мог обсуждать Стратегию со своими избирателям.

В итоге документ всё-таки приняли, 34 голосами "за" и 9 "против".