Стармех-бенгалец с сухогруза Meghna Princess показал, как он с командой два месяца зимовал на мели в балтийских льдах между Петербургом и Усть-Лугой. Все живы-здоровы, но в России спасают неправильно.
Мало стран в мире беднее Бангладеша, но там много моряков. Один из них — старший механик Таджул Ислам с сухогруза Meghna Princess. Он взял и записал видео, как его судно больше двух месяцев простояло на мели во льдах Финского залива. Накануне Нового 2025 года балкер с экипажем из бенгальцев взял в Петербурге удобрения и шёл на дозагрузку в Усть-Лугу, но так и не дошёл. 29 декабря судно капитально застряло на мелководье в Копорской губе. О том, что Meghna Princess вывели на чистую воду наша Морспассслужба отчиталась только 7 марта.
Так вышло, вынужденная зимовка Meghna Princess в Финском заливе шире освещалась в бангладешской прессе, чем в российской. Оно и понятно, новостей про судоходство на Балтике и так было много. Так, в Усть-Луге громыхнул танкер Koala, финны по подозрению в порче кабеля задержали танкер Eagle S, а у немецкого острова Рюген потерял управление ещё один танкер с российской нефтью Eventin.
Записавший видео про два месяца ледового плена старший механик Ислам обращался в первую очередь к своим соотечественникам и коллегам из Бангладеша. Он попытался развеять несколько "газетных уток" про их судовой быт.
Так, по словам судового офицера, экипаж Meghna Princess вовсе не умирал с голоду в российских территориальных водах. Ещё в Китае, перед тем, как идти в Петербург и Усть-Лугу, Meghna Princess основательно пополнила свой продуктовый запас. Еды экипажу хватило бы ещё на месяц внеплановой зимовки. Подтверждением отсутствия на судне продовольственного кризиса стали кадры десятка коробок и коробов из провизионной кладовой. Также стармех показал, как трапезничал командный состав - суровые, иногда бородатые дяди за круглым столом уплетают что-то рисовое.
Бангладеш — одна из крупнейших мусульманских стран (население 174 млн). О ежедневных молитвах на аварийном судне тоже не забывали.
место посадки на мель и зимовки судна Meghna Princess в Финском заливе
Балкер Meghna Princess был спущен на воду в 2019 году. Сухогруз является частью судоходного бизнеса бангладешского консорциума Meghna Group. Оператором судна выступает Mercantile Shipping Lines, судовладельцем Sonargaon Seed Crushing из Бангладеш. Длина - 199,98 метра, ширина - 32,26 метра, дедвейт - 62 534 тонны.
По словам офицера, на судне не было и водного кризиса - тоже благодаря запасам. Но Ислам отметил, что когда он служил на других судах, то у него был опыт пополнения резервуаров для пресной воды через сбор дождевой воды. Однако проблема заключалась в том, что в России зимой шёл не дождь, а снег. На всякий случай экипаж делал запасы снега. А вообще Ислам отметил, что вода в Финском заливе не такая солёная, как в Монгла (крупный морской порт в Бангладеше — прим. ред.).
При этом бенгалец не упустил возможности покритиковать российских морских чиновников. Чувствуется, что с нашими у иностранцев не сложилось
- Наш оператор смог поставить нам воду только в середине февраля. Российские власти не разрешали поставки на аварийное судно до тех пор, пока не была заключена сделка с их службой спасения. Это напоминало шантаж, - передал смыслы судоходной дипломатии старший механик с Meghna Princess.
Если откровенно, то у офицера из Бангладеш остались совсем не хорошие воспоминания о взаимодействии с нашими службами.
- Если бы российские власти были действительно заинтересованы в нашей спасательной операции, то они могли бы освободить нас за один — два дня. В других странах реагируют гораздо быстрее. Я уже бывал в подобных ситуациях — портовые власти вытаскивали нас, подогнав мощный буксир за несколько часов, - не нашёл доброго бенгальского слова Таджул Ислам.
Больше всего старший механик волновался не за воду и не за еду, а за моральное состояние команды, которая мечтала о далёком доме. С психологическими проблемами Ислам боролся трудотерапией, ежедневно загружая подчинённых (стармех отвечает на судне за бесперебойную работу машин и механизмов). Во время вынужденного простоя на Meghna Princess отремонтировали водяные насосы, перебрали электродвигатель, почистили-покрасили машинное отделение. "Все работали добровольно, не требуя дополнительной оплаты", - особо отметил Ислам. Впрочем, глядя на то, как задорно бенгальские моряки играют в снежки и делают селфи на заснеженной палубе на судне, застрявшем по середине Финского залива, не так уж они и страдали.
По версии Ислама, на мелководье Копорской губы балкер Meghna Princess попал из-за сбоев в работе GPS. В последние годы на эту проблему часто жалуются и в соседней Финляндии. Там местное морское погрануправление даже порекомендовало морякам использовать бумажные морские карты.