Президент России указал на механизм внешнего управления Украиной. 47news спросил эксперта-политолога, что это такое.

Президент России на встрече с экипажем подлодки "Архангельск" 27 марта в качестве возможного пути разрешения украинского кризиса указал на механизм временного внешнего управления.

"Чтобы провести там демократические выборы, привести к власти дееспособное и пользующееся доверием народа правительство. И потом уже с ними начинать переговоры о мирном договоре..." - сказал Владимир Путин. Глава государства также указал на примеры внешнего управления в международной практике.

Как это может быть реализовано в случае Украины, 47news спросил политолога, кандидата исторических наук Георгия Бовта.

- Аналогичных прецедентов все-таки не было. Отправляли миротворцев, для этого нужно решение Совбеза ООН. Наряду с миротворцами может быть оговорен формат, например, наблюдения. Как это происходит в Боснии и Герцеговине - части бывшей Югославии. Для этого тоже нужно решение Совбеза ООН. Но через него провести такое решение абсолютно невозможно, учитывая наличие права вето у США, Франции, Великобритании и Китая. Так что эта инициатива нереализуема.

- Но если представить, что удалось преодолеть сопротивление. С США, например, сейчас декларируется потепление...

- США уже отрицательно оценили эту идею. Гипотетически можно допускать, что инопланетяне прилетят и будут управлять Украиной.

В Совете нацбезопасности США после заявления президента России уже сообщили, что Украиной управляют на основе положений ее конституции. По нормам основного закона страны, руководителей выбирает народ.

- Приводились примеры Восточного Тимора, Новой Гвинеи, частей бывшей Югославии...

- В упомянутых случаях страны разваливались. Восточный Тимор, например, отделился (от Индонезии - ред.), туда отправляли что-то вроде миротворческой миссии. Это проводилось через Совбез ООН.

Оккупация Индонезией этого государства в Юго-Восточной Азии продолжалась с 1975 года. Против регулярно выступало коренное население, погибло около 103 тысяч человек. Осенью 1999 года под эгидой ООН введена временная администрация. Миротворцы завершили миссию в декабре 2012-го.

- Миротворцы - это просто люди с автоматами, которые следят, чтобы стороны не нарушали режим прекращения огня?

- Мандаты могут быть разными. Содержание указывается в соответствующей резолюции ООН: какие полномочия у миссии, представители каких стран в нее входят, что должны делать, какое вооружение имеют и так далее. Все это подлежит обсуждению и принятию на Совбезе.

- Тогда может ли быть прописан порядок политических решений, внутренних реформ?

- Применительно к Украине нет. Эта страна - член Организации Объединенных Наций, признана полноценным государством, его представитель заседает там. Тогда для начала нужно признать, что представительство Украины в ООН неправомочно. Но оснований для этого нет.

- Важно ли при этом, что полномочия нынешнего президента Украины официально истекли?

- ООН скажет, что этот вопрос должна решать сама Украина, а не какие-то другие государства. Если сама страна видит в этом проблему и хочет ее решить, как самостоятельное государство, то пусть ее решает. В любом случае это не тот вопрос, который решается внешними силами. Нет же заявлений, что представитель Украины в ООН не обладает полномочиями и нелегитимен, потому что его назначил Зеленский до истечения полномочий. Такого ООН не говорит, и никто не говорит. Все признают текущие условия, и пусть Украина сама решает, как с ними быть.

После очередного обострения на Балканах согласно резолюции Совбеза ООН в Боснию и Герцеговиную был введен миротворческий контингент. Ключевыми задачами была реформа местной полиции и судебной системы. За общественной безопасностью в это время следили миротворцы ООН: 2700 сотрудников международной полиции из 48 стран мира. Мандат действовал до 31 декабря 2002 года. Позже полномочия перешли к полицейской миссии Евросоюза. Она завершена в июне 2012 года.

- Исходя из содержания мандата, можно ли предположить, что иностранцы сядут в кабинеты украинских чиновников и начнут принимать решения?

- В нынешней ситуации - нет. Другое дело, если территория страны будет оккупирована внешними силами. Например, Германия после Второй мировой войны была поделена на сектора, и там под наблюдением оккупационных властей проводились реформы. Но, опять же, управляли все равно немцы, а не оккупационные власти. Страны-победители наблюдали, какие-то решения диктовали.

- А если о наших реалиях?

- Российские войска должны стоять в Киеве, тогда внешнее управление станет возможным. Но в этом случае их противники, скорее всего, образуют правительство в изгнании, переедут во Львов или Польшу. И встанет вопрос о том, какие страны признают это правительство, а какие нет. Пока все это выглядит невероятным.

Первый опыт внедрения временной администрации под эгидой ООН - Западная Новая Гвинея. В 1960-х международная организация решала вопрос территориальных претензий Нидерландов и Индонезии. По соглашению, подписанному в Нью-Йорке, с октября 1962 до мая 1963-го чиновники ООН исполняли функции государства. Руководил представитель Гватемалы. В итоге штат с голландского менялся на представителей Индонезии. Эта страна позже провела среди населения референдум о самоопределении. Практика временной администрации позже применялась в Камбодже, Хорватии, Косово.

- Получается, все-таки по решению ООН управлять государством могут чужестранцы?

- Все равно в работе активно участвуют местные, скажем так, аборигены, которые формировали органы самоуправления. В случае Боснии и Герцеговины были назначены три сопрезидента, которые меняли друг друга, и наблюдатель. Но формально он не от ООН, а от Евросоюза.