На съемках "Операции "Ы" собралась команда из бывших разведчиков, минометчиков, пехотинцев и военных корреспондентов. 47news нашел самого старослужащего.

20-летие Победы в СССР отмечали с размахом – 9 мая, снова ставший выходным, для народа организовали масштабные массовые гулянья, а на Красной Площади впервые с июня 1945 года прошел впечатляющий парад военной техники. В тот год все бывшие фронтовики получили юбилейную медаль "ХХ лет победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.". В их числе оказались многие участники съемочной группы фильма "Операция Ы и другие приключения Шурика".

Дайте огласить весь список!

Будущий комедиограф Леонид Гайдай окончил Иркутскую железнодорожную школу за 2 дня до начала войны. До февраля 1942 года служил рабочим сцены в местном драмтеатре, на площадку которого эвакуировали труппу Московского театра сатиры, далее был призван в ряды Красной армии. Начинал службу объездчиком диких лошадей, поставляемых из Монголии, затем окончил полковое училище. Сержант. Все это время рвался на передовую и попал на Калининский фронт. В будущем, эпизод отбора военкомом сибирских новобранцев нашел комическое отражение в "Операции Ы". Как вспоминал Гайдай, в тот день на все вопросы военкома он немедленно отвечал: "Я!". "Кто в артиллерию?" — "Я!" — "Кто в кавалерию?" — "Я!" — "Во флот?" — "Я!" — "Да подождите вы, сержант! Дайте огласить весь список!". А когда военком дал понять, что прежде всего станут набирать тех, кто знает немецкий язык, шаг вперед снова сделал настырный свежеиспеченный сержант. Так Гайдай попал в разведку.

8363290a41ff.jpg  

Стопкадр фильма

В составе разведгрупп ходил за "языками", в декабре 1942-го награжден медалью "За боевые заслуги". Цит. из наградного листа: "красноармеец пешей разведки Гайдай Леонид Иович в боях за деревню Енкино 14.12.1942 г. забросал гранатами огневую точку противника и сам лично уничтожил 3-х немцев и вместе с другими товарищами действовал в захвате военнопленных". 20 марта 1943 в районе Новосокольников Псковской области, возвращаясь с задания, Гайдай подорвался на мине и получил тяжелое ранение правой стопы. Провалялся в госпиталях до конца года, чудом избежал ампутации, был признан негодным к службе и в начале 1944 возвратился в Иркутск. Здесь окончил студию при драмтеатре, а в 1949 году поехал в Москву и поступил во ВГИК. С 1955 — штатный режиссер "Мосфильма", за 10 лет снял 6 фильмов, включая кассовых-успешных "Деловых людей" и две короткометражки о приключениях троицы прохиндеев – Трус, Балбес, Бывалый.

В 1963 году на глаза Гайдаю попался готовый сценарий Якова Костюковского и Мориса Слободского с незатейливым названием "Несерьёзные истории". Он состоял из двух новелл, рассказывающих о приключениях интеллигентного студента Владика Арькова. Познакомившись с авторами, режиссер, разгоняя хронометраж до полного метра, дописал сценарий, добавив ещё одну новеллу, где главный герой сталкивается с уже сложившейся комической троицей.

Три мегахита из десяти

В 1940 году студент литературного факультета Яков Костюковский проходил армейскую службу на новоприсоединенных территориях Западной Украины. Печатался в газетах и журналах, дебютировал фельетоном в "Огоньке". С началом войны стал работать в "Комсомольской правде" и одновременно ответственным секретарем журнала "Смена", затем — во фронтовом отделе "Комсомолки". Будучи снова призван в армию, служил секретарем дивизионной газеты "За Отечество!", затем в газете Московского военного округа "Красный воин". Демобилизовался в звании старшины. Цит. от Якова Костюковского: "Я считаюсь ветераном войны, но везде подчеркиваю: в окопах не сидел, в немцев не стрелял, ни одного из них не убил. Официально я был в действующей армии начиная с фронтового отдела "Комсомольской правды". Но я не могу поставить себя рядом с человеком, который воевал".

Уроженец Петербурга Морис Слободской в годы войны служил в редакции фронтовой газеты "Красноармейская правда", публиковал рассказы и фельетоны, в том числе главы повести "Новые похождения бравого солдата Швейка", впоследствии поставленной в виде пьесы. Делая фронтовые репортажи, летал на бомбардировщиках, экипажи которых атаковали вражеские объекты. Победу встретил в Восточной Пруссии вместе с коллегами - поэтом Александром Твардовским и художником Орестом Верейским. Кавалер орденов Красной Звезды и Отечественной войны II степени, награжден медалями "За оборону Москвы" и "За взятие Кёнигсберга". После войны начала писать для цирка и эстрады. В кино дебютировал в 1957 году сценарием "Штепсель женит Тарапуньку" для знаменитого комического дуэта Ефима Березина и Юрия Тимошенко.

Сложившаяся на картине "Операция Ы" троица сценаристов – Костюковский, Слободской, Гайдай – стала самой успешной за всю историю советского кино. Сразу три, снятых по их сценариям ленты, вошли в десятку лидеров советского кинопроката. Это "Бриллиантовая рука" (3-е место, 76,7 млн зрителей), "Кавказская пленница" (4-е место, 76,5 млн) и "Операция Ы" (7-е место, 69,6 млн). Количество ушедших из-под их пера в народ крылатых фраз и афоризмов исчислению не поддается. Цит. от супруги Л. Гайдая, актрисы Нины Гребешковой: "Яков, Морис и Леонид понимали друг друга с полуслова. И я не раз была свидетелем, как они радовались удачной шутке или повороту сюжета. Морис был молчалив, Яков - открыт и улыбчив, а последнее слово всегда было за Лёней".

Фронтовики -"напарники"

Помимо Александра Демьяненко, утвержденного на главную роль Шурика, из Ленинграда Гайдай выписал еще одного актера – Алексея Смирнова. Он уже работал с ним на картине "Деловые люди", а теперь решил попробовать на роль Верзилы в новелле "Напарник": к тому времени формально утвержденный на нее Михаил Пуговкин не устраивал худрука мосфильмовского 2-го творческого объединения Ивана Пырьева.

ав.jpg

Из всех бывших фронтовиков съемочной группы "Операции Ы" Смирнов самый орденоносный: кавалер ордена Красной Звезды и орденов Славы (II-й и III-й степени), награжден медалями "За оборону Москвы", "За отвагу" и "За боевые заслуги". Начинающий артист Ленинградского театра музкомедии Алексей Смирнов был призван в 1940-м. Командовал огневым взводом в минометном полку. Цит. из наградного листа: "...Товарищ Смирнов с тремя бойцами бросился на немцев и лично из автомата убил трех гитлеровцев и двух взял в плен. 22 января 1945 года, несмотря на интенсивный ружейно-пулеметный и артиллерийско-минометный обстрел, с расчетом переправил на себе миномет на левый берег реки Одер. Откуда огнём из миномёта уничтожил 2 пулемётные точки в деревне Эйхенрид и до 20 гитлеровцев." Войну старшина Смирнов заканчивал в Германии, но дойти до Берлина ему не удалось – в ходе одного из боёв он был контужен и после госпиталя комиссован. По возвращении в родной город Смирнова восстановили в труппе театра, а в 1961 году он стал штатным актером "Ленфильма", дебютировав в яркой, запоминающейся роли в "Полосатом рейсе".

уууууу.png

Стопкадр к/ф "Полосатый рейс"

На кинопробах Алексей Макарович вчистую переиграл Пуговкина: роль Верзилы досталась ему и в недалеком будущем его реплики из фильма ("А компот?!", "Если я встану, ты у меня ляжешь", "У вас несчастные случаи на стройке были?") войдут в народный фольклор. А завалившему кастинг Михаилу Ивановичу пришлось довольствоваться ролью второго плана – прораб на стройке. На нее, кстати, претендовал Владимир Высоцкий.

Пуговкин – тоже из поколения фронтовиков. Совсем юным он дебютировал в кино, снявшись в эпизоде в фильме Григория Рошаля "Дело Артамоновых". Последний съемочный день выпал тогда на 22 июня 1941 года, а уже 7 июля Миша Пугонькин (настоящая фамилия актера) ушёл добровольцем в ополчение, прибавив себе год (ему не было и 18-ти). Служил в стрелковом полку разведчиком, в августе 1942 года, под Ворошиловградом, получил тяжелое ранение в ногу и после госпиталя был комиссован.

fmt_117_24_regular_image-63675fd30cc82c047750665fe787c83e.webp

Здесь и далее - стоп-кадры к/ф "Опервция "Ы"

Из воспоминаний Михаила Пуговкина: "Ранение было серьезным, так как ногу хотели ампутировать из-за начавшейся гангрены. Кстати, именно в госпитале я и поменял фамилию. Мои соседи по палате не иначе как Пуговкиным меня не называли. А поскольку я уже решил быть артистом, то мне это прозвище понравилось: запоминающееся такое, навязчивое...".

В той же новелле "Напарник", в небольшой роли милиционера, снялся еще один фронтовик – Владимир Басов.

рм.jpg

Как и режиссер Гайдай, Владимир Павлович окончил десятилетку 20 июня 1941 года: "Мы готовились мысленно переступить новый, неведомый порог жизни. Но переступили его в солдатских шинелях. Вместо институтов мои одноклассники оказались в окопах, вместо занятий науками – строевая, марш-броски с полной выкладкой. Сначала пот, мозольные волдыри из-за неумения правильно навернуть портянки, потом – борьба с самим собой, кровь." На фронт Басов попал в 1942-м. Начинал с интендантской службы в 4-й отдельной стрелковой бригаде, но затем изрядно нюхнул пороха будучи старшим лейтенантом, командиром батареи 424 миномётного полка 36-й миномётной бригады 28-й артиллерийской дивизии прорыва резерва Главного командования. Войну закончил в чине капитана. Цит.: "в Прибалтике под Либавой наша часть была на марше. Вдруг поднялась стрельба. Все ведь знали, что войне скоро конец. Но победа пришла для нас неожиданно. Стреляли тогда, больше, чем в любой день войны.") Басов имел все шансы остаться на военной службе и сделать блестящую армейскую карьеру, однако предпочел уволиться на гражданку и в 1947 году поступил во ВГИК, на режиссерский факультет. До того, как попасть на съемки к Гайдаю, засветился в нескольких эпизодических ролях, самая запоминающаяся из которых – полотер в фильме "Я шагаю по Москве".

"С войны не держал боевого оружия!"

В хулиганской троице Трус-Балбес-Бывалый фронтовиком был только Юрий Никулин. И если в съемочной группе Алексей Смирнов являлся самым орденоносным, то Никулин – самым старослужащим: в Красную Армию его призвали еще в ноябре 1939 года. Месяц спустя, когда грянула война с Финляндией, Никулин, наряду с другими сослуживцами, написал заявление: "Хочу идти в бой комсомольцем". Во время Зимней войны зенитная батарея, в которой служил Никулин, располагалась под Сестрорецком и охраняла воздушные подступы к Ленинграду, а рядом шли тяжелейшие бои по прорыву линии Маннергейма. В ту зиму красноармеец Никулин серьезно обморозил себе ноги, когда, исполняя приказ, тянул линию связи от батареи до наблюдательного пункта.

гп.jpg

В апреле 1941 года Юрий Владимирович начал готовиться к демобилизации, но началась уже Великая Отечественная, и будущий цирковой и киноартист продолжил службу под Ленинградом. Воевал вплоть до весны 1943, когда заболел воспалением лёгких и был отправлен в госпиталь. Сразу после выписки оказался контужен во время авианалёта на Ленинград и снова загремел на больничную койку. После очередной выписки его направили в 72-й отдельный зенитный дивизион, под Колпино. В итоге Никулин демобилизовался лишь в мае 1946 года в звании старшего сержанта. За годы войны награждён медалями "За отвагу", "За оборону Ленинграда" и "За победу над Германией". Так что, когда в другом, более позднем фильме Гайдая герой Никулина признается милицейскому оперативнику, что "с войны не держал боевого оружия" – это чистая правда...

Оператор засветился в Каннах

Название "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" взамен былого "Несерьезные истории" родилось в процессе съемок – его придумал куратор картины, мэтр отечественного кинематографа Иван Пырьев. Фильм снимался, в основном, в Москве, но ряд летних сцен пришлось доснять на курортном юге (в Ялте и в Одессе), а несколько зимних эпизодов – в Ленинграде: в частности, склад, который охранял Шурик вместо бабули, и территорию вокруг него, снимали на задворках Красногвардейского (ныне – Новочеркасского) проспекта.

Кстати, оператор фильма – тоже фронтовик. Константин Петрович Бровин был призван в Красную армию в августе 1940 года и служил до апреля 1942. С июня того же года поступил в распоряжении киногруппу Карельского фронта в качестве фронтового кинооператора, а с лета 1943 года находился в составе киногруппы 1-го Украинского фронта, а затем и Забайкальского фронта. Окончив войну в звании "инженер-капитан", в ноябре 1945-го Бровин пришел работать на "Мосфильм". Особняком в его документальной фильмографии стоят персональные съемки, частично вошедшие в полнометражный документальный фильм "Берлин" режиссера Юрия Райзмана.  В 1946 году этот фильм открывал первый Международный Каннский кинофестиваль, где был встречен с большим успехом и получил Первую международную премию в категории "За лучший полнометражный документальный фильм".