Истеблишмент России и Украины готовится к ключевому дню начала переговоров. Эксперт-международник раскрыл 47news, как это может быть организовано - от рукопожатий до перекуров.

Москва и Киев пикируют друг друга заявлениями о прямых переговорах в Стамбуле, запланированных на 15 мая. Накануне Владимир Зеленский заявил, что будет ждать в турецком "городе контрастов" российского лидера. 47news спросил экспертов, как это может быть организовано.

- Встреча на высшем уровне крайне маловероятна, - предположил в разговоре с 47news Василий Кашин, директор Центра стратегических исследований НИУ ВШЭ, член Российского совета по международным делам. - Весной 2022-го их встреча была более ожидаемой как финальный шаг, закрепляющий все достигнутые договоренности.

- Тогда зачем Зеленский публично заявил, что ждет в Стамбуле Путина? 

- Это очередная попытка срыва процесса. Ставятся неприемлемые, невыполнимые условия, которые помешают добиться перемирия. Сам Киев официальным указом запретил переговоры, российские власти неоднократно подчеркивали, что не считают нынешнего президента Украины легитимным. Впрочем, не исключено, что США еще немного поработают с Зеленским, и его риторика изменится.

- Если не президенты, то каков уровень представителей двух стран? Министры иностранных дел, обороны?

- Не обязательно. Это могут и спецпредставители, назначенные обеими сторонами. Если помните, то в марте 2022-го российскую делегацию возглавлял [помощник президента] Владимир Мединский. Вместе с ним были заместители министров иностранных дел и обороны. Решение о составе принимается лично президентом. Понятно, что среди участников будут представители ведомств, принимающих непосредственное участие в событиях и владеющих актуальной ситуацией.

- Для встречи любого уровня важно приветствие. Будут ли пожимать руки? В марте 2022-го рукопожатия, кстати, были.

- Ну, тогда жали, а сейчас не будут. Обе стороны переговоров сейчас находятся в крайней степени враждебности по отношению друг к другу.

- То есть даже заходить в зал будут из разных дверей?

- Организаторы могут предложить зайти в здание с разных концов. Могут разместить делегации в разных помещениях и назначить посредника, который будет передавать позиции обеих сторон оппонентам. Впрочем, также переговоры могут быть и прямыми.

- Кстати, президент Бразилии вызвался быть посредником. Возможен ли вариант, при котором лидер третьей страны участвует в переговорах на территории другого государства?

- Такое вероятно, если на сценарий согласится Россия. Скорее всего, речь не о прямом участии президента Бразилии в переговорах, а предоставлении команды переговорщиков. В любом случае, встречи на высшем уровне - заключительный аккорд, до которого еще очень далеко. Нужно возобновить регулярные контакты по линии обмена пленными и убитыми, решить другие технические вопросы. Таких переговоров давно не было.

- Имеет ли значение, какая из сторон приезжает на место встречи первой?

- Это несущественно. Скорее всего, организуют так, чтобы обе делегации приехали к зданию одновременно. В любом случае, этот вопрос - из области технических деталей, которые регулирует принимающая сторона. Как, например, форма стола: круглый или прямоугольный.

Первый раунд переговоров России и Украины прошел в Стамбуле. К слову, тогда стороны встречались за прямоугольным столом, а во время протокольной съемки даже улыбались. Официальные спикеры неоднократно подчеркивали, что Киев отказался от продолжения после вмешательства из Европы. Недавние переговоры делегаций России и США в Эр-Рияде также прошли за прямоугольным, а не круглым столом.

- С точки зрения обывателя как будто все же важна любая деталь от очередности до дресс-кода на встрече. В дипломатии работает этот принцип - "встречают по одежке"?

- В целом, ставки достаточно высоки, поэтому украинцы могут приехать хоть в шароварах и кушаках, главное - их готовность договариваться и останавливать конфликт.

- Президента Зеленского, кстати, много критиковали за присутствие на официальных встречах в формате "без галстука".

- Ну да, на торжественный обед в Белый дом он прибыл в майке. Много раз в таком виде приезжал к президенту Байдену, и ни у кого вопросов не возникало. Власти Украины выбрали свой внешний образ, исходя из внутренних политических установок. По их версии, он подчеркивает, что верхушка - вместе с армией и народом. Там в целом в госорганах дресс-код, скажем так, casual. Отказаться от этого образа непросто. Но замечу, что министр иностранных дел на официальных встречах присутствует в костюме.

- В любом случае, участникам этого диалога нужны перерывы. На перекуры будут ходить вместе?

- Обычно таких контактов вне зала избегают. Стороны будут сходиться и расходиться и как можно меньше взаимодействовать вне стола. Предположу, что в первую очередь это будет требованием украинской делегации - нужно сохранять пафос враждебности.

- Есть ли какой-то временной регламент в подобных переговорах?

- Длиться они могут очень долго. Это будет первая встреча, а, в целом, можно договариваться и часами, неделями и месяцами. Такими долгими, например, были переговоры по войне во Вьетнаме (продолжались четыре года и завершились мирным договором в Париже 27 января 1973-го - ред.). Нынешние события на Украине любят сравнивать также с войной на Корейском полуострове (перемирию между Северной и Южной Кореями в июле исполнится 72 года, мирный договор не подписан).

В любом случае, это была очень хорошая идея президента России - вернуться к переговорам в Стамбуле. Если встреча состоится, у граждан Украины могут появиться резонные вопросы: зачем было отказываться от соглашений в марте 2022-го и воевать больше трех лет, если те соглашения, например, предусматривали возвращение Херсонской и Запорожской областей в состав страны.

Сегодня утром в Стамбуле было облачно и плюс 14. На четверг синоптики прогнозируют солнце и плюс 20 тепла.

Контекст:

Ночью 11 мая Владимир Путин призвал возобновить переговоры в Стамбуле и на следующий день связался с турецким коллегой. По словам президента России, это нужно для того, "чтобы устранить первопричины конфликта и выйти на основы долгосрочного, прочного и устойчивого мира на историческую перспективу".