Правительство Ленобласти доверит часть градостроительных полномочий местным властям. Теперь они не кажутся такими бедными и безграмотными, как были пять лет назад. Есть одно условие.

Революционный шаг с точки зрения градостроительного законодательства совершает правительство Ленинградской области. По информации 47news, председатель комитета градостроительной политики Игорь Кулаков написал и подал в ЗакС законопроект, меняющий роли ответственных за подготовку, утверждение и внесение изменений в правила землепользования и застройки (ПЗЗ).

Так, после принятия документа депутатами этот функционал перейдёт от региональных властей руководству муниципальных округов. Изменения вступят в силу со следующего года.

"Предлагаемое перераспределение полномочий обусловлено централизацией местного самоуправления на территории муниципальных округов, ростом уровня финансового, кадрового, организационного обеспечения работы в градостроительной сфере в органах местного самоуправления муниципальных округов", - говорится в пояснительной записке.

Важность этой новеллы заключается в том, что начиная с 2014 года правительство Ленобласти культивировало правило, по которому муниципальные власти лишались возможности влиять на градостроительную политику. В качестве аргументов приводились застроенные пригородные территории вроде Кудрово, Мурино и Новодевяткино. В них в своё время добро на возведение многоэтажек дали местные власти, затем оказавшиеся в неформальных списках миллиардеров. А разбираться, почему нет школ, садов и дорог, пришлось правительству.

Как уточнил Кулаков в беседе с 47news, речь о предоставлении соответствующего функционала только муниципальным округам, на городские или районы это не распространяется. Несложно догадаться, что на данный момент воспользуется новым правом Гатчинский муниципальный округ. Только здесь власти смогли добиться проведения административной реформы.

- У них появится возможность определять характеристики и параметры развития своих территорий, определять виды разрешенного использования земель. Сегодня органы местного самоуправления тоже вовлечены в эту работу, проводят комиссии, которые направляют к нам в комитет предложения, но сами правила разрабатываем мы, - пояснил Кулаков.

По словам председателя градостроительного ведомства, ПЗЗ являются производной от генеральных планов. Так что в целом риски, что местные власти снова натворят градостроительный хаос, не велики.

- Как будете оценивать, нужно ли распространять этот опыт дальше или хватит одного округа?

- Главное для нас, чтобы не было нарушений при утверждении ПЗЗ и дальнейших оспариваний со стороны любых заинтересованных лиц. К примеру, если по функциональной зоне на участке можно строить дома высотой 5-8 этажей, а вдруг появятся выше, получится, это явное несоответствие. Тут мы задумаемся, правильно ли сделали, что вернули муниципалам полномочия, - прокомментировал Игорь Кулаков.

Заметим, очевидно, разворот в сторону доверия именно к муниципальным округам не случаен. "Да, это морковка остальным, чтобы они тоже проводили реформу и укрупнялись", - не  стали отрицать очевидное на Суворовском, 67.

Кстати, раньше при обосновании, почему у муниципалитетов нужно забрать полномочия, в документах прописывалось отсутствие финансов и грамотных специалистов на местах. То есть, всё то, что теперь, судя по новому законопроекту, в муниципальных округах появилось в изрядном количестве.

Притом пять лет назад, когда принимался закон, так сказать, наоборот - о передаче полномочий по утверждению ПЗЗ правительству, Игорь Кулаков объяснял это тем, что муниципалы с этой работой не справляются.

Новая направленность тем интереснее, если вспомнить, с каким упорством правительство Ленобласти отбирало у районных властей все те инструменты, на которых можно было неплохо заработать. Так, развернулись баталии вокруг вопроса, передавать ли вниз право разработки градостроительного плана. Затем резко забрали генеральные планы в полномочия правительства.

Очевидно, что если смотреть в обратном направлении, может так случиться, что муниципальным округам вернут и право на изменение генеральных планов. Это, прямо скажем, самый интересный момент во всей градостроительной политике, ведь определяет, что можно, а что нельзя строить. Обычно в работе над документом заинтересованы владельцы земельных участков и девелоперы. Однако, Игорь Кулаков однозначно настаивает, что такого разворота не случится: "Не хотелось бы вернуться в хаос, в котором была Ленобласть до 2015 года".

Кстати, с самой муниципальной реформой должны разобраться после губернаторских выборов. Сегодня есть два сценария – ликвидировать все поселения и объединить под маркой округов уже к 2027 году или подождать окончания полномочий до 2029 года.