Дождались: теперь в далекие города Ленобласти можно ездить на каршеринге по нормальным ценам. Депутаты как знали - уже требуют налогов.

В ближайшее время ЗакС Ленобласти рассмотрит проект закона о регулировании деятельности операторов краткосрочной аренды машин (каршеринга) на территории региона, соответствующий законопроект поступил 15 мая. В пояснительной записке к нему уточняется, что подобные сервисы в регионе активно развиваются.

Если широкими мазками, депутатов беспокоит, что арендованные автомобили пользуются областной дорожной инфраструктурой, тогда как налоги компании платят не здесь. Поэтому их предлагают обложить сбором в 10 тысяч рублей в год с каждой машины, которая колесит по Ленобласти, эти деньги пойдут уже в региональный бюджет.

- В случае неуплаты сбора в установленный срок (до 1 марта) на оператора налагается штраф в размере 200% от суммы сбора, - говорится в законопроекте.

Предлагается также установить запретные парковочные зоны арендованных машин возле жилых домов, социальных объектов и любых других, где наблюдается "высокая нагрузка на парковочное пространство". Определять запретные зоны будут муниципалитеты.

Таким же образом в городах Ленобласти пытались регулировать работу кикшеринговых компаний (прокат электросамокатов): например, в Кудрово их были готовы пустить при условии регистрации обособленного подразделения фирмы, чтобы налоги шли в местный бюджет, запретные зоны парковок вводили в Мурино, но не всегда успешно.

Насколько этими мерами удастся обогатить областную казну, депутаты не указывают. Кажется, и невозможно подсчитать, сколько в регионе каршеринговых машин. Хотя бы потому, что автомобиль могут арендовать в Мурино, а завершить аренду в Петербурге, то есть в другом регионе. В "Яндекс Драйве" 47news подтвердили, что точное количество машин не определить именно по этой причине. В "Делимобиле" рассказали, что у них по Петербургу и Ленобласти "одна большая единая зона", куда привязаны все автомобили региона. В "Ситидрайве" уточнили, что на их автомобилях можно завершить аренду в любой "зеленой зоне", независимо от того, где клиент взял машину, но не дальше 250 километров. Так что ротация между мегаполисом и Ленобластью возможна и тут.

"Зеленая зона" – участки, где разрешено завершить аренду автомобиля, они указаны на карте в приложениях компаний. В других зонах завершить поездку и не получится.

Если же говорить в целом о географии распространения "карша" в Ленобласти, то она растет. В граничащих с Петербургом крупных городах - как Мурино и Кудрово, таких машин, кажется, уже не меньше, чем в самом мегаполисе. Что и логично: их жители, в основном, учатся и работают в Петербурге. Взять в аренду автомобиль или, наоборот, завершить поездку, приехав из того же мегаполиса, теперь можно в Гатчине и Выборге, где жителей хотя и меньше, чем в густонаселенных агломерациях Всеволожского района, но города туристические. На момент подготовки публикации доехать до Выборга на "Делимобиле" стоило 1469 рублей, на "Ситидрайве" до Гатчины – 820 рублей. До Кировска (для желающих, например, посетить Музей-диораму или крепость Орешек в соседнем Шлиссельбурге) 816 и 1279 рублей соответственно. В Шлиссельбурге, впрочем, есть отдельная парковочная зона.

В "Ситидрайве" 47news рассказали, что, помимо Мурино, Кудрово и Всеволожска, их автомобили доступны в Гатчине, окрестностях Выборга, Сосновом Бору, Буграх, Отрадном, Сертолово и других. Рассматривается расширение зоны покрытия.

printscreen приложений сервиса

"Карш" шагнул и в небольшие населенные пункты: в мае этого года машины "Делимобиля" заметили в Рощино, а в середине апреля – в Красном Бору. В соцсетях Рощино по этому поводу некоторые уже высказали недовольство, опасаясь роста аварий. Парковочные зоны появились также в Сосново, хотя это поселок и не самый близкий к Петербургу (более 60 км).

Красный Бор/ фото 47news

В целом же приложения каршеринговых компаний показывают парковочные зоны, помимо Всеволожского района, также в Приозерском, Выборгском, Тосненском, Кировском. Активно сервис работает в Сертолово. Но на одной компании везде не уедешь. Менее всего в Ленобласти представлена BelkaCar, их машины нашлись во Всеволожске, Янино, Мурино, Кудрово, Новом Девяткино, Колтушах и Буграх. Самая развитая сеть у "Делимобиля", в несколько десятков населённых пунктов, только их "зеленые зоны" нашлись, например, в Приозерске.

В "Делимобиле" 47news рассказали, что за последние полгода открыли более 200 новых зон старта и завершения аренды в Ленобласти. Из них самые большие и популярные в Шлиссельбурге, Гатчине, Выборге, Лодейном Поле, Высоцке, Кингисеппе, Приморске и Сосновом Бору.

Отметим, что добраться в любой населенный пункт Ленобласти из Петербурга на каршеринговой машине можно было и раньше, но там не было парковочных зон. Следовательно, приходилось оплачивать аренду с учетом времени или километража на обратную дорогу, чтобы вернуть машину в "зеленую зону". Теперь же можно взять автомобиль в один конец. Правда, рискуя, что на обратный путь свободных "колес" уже может не быть.

Так, например, поездка в Сосново из Приморского района Петербурга и обратно на "Фольксвагене Поло" "Делимобиля" на 7 часов в 2023 году обходилась почти в 3 тысячи рублей. В 2025-м цена, если брать тот же "пакет", практически не изменилась, но теперь можно завершить аренду в Сосново, тогда цена поездки составит около тысячи рублей. Если повезет и найдется машина на обратную дорогу, то суммарно затраты меньше, чем если оплачивать сразу туда и обратно.

printscreen приложений сервиса

У жителей Ленобласти, в чьих населенных пунктах появился каршеринг, такой проблемы нет: в Петербурге, куда они приедут, если потребуется поехать обратно, свободная машина всегда найдется.

Если вернуться к вопросу о возможном налоге, то накануне вечером, по данным "Делимобиля", в Ленобласти находилось около 3 тысяч их машин. То есть уже 30 миллионов рублей.