"Я не хочу войти в историю из-за унитаза", - иронизирует подсудимый генерал Умнов к концу громкого процесса. Он рассказал об аквариуме и страхах своего бывшего шефа.

В Москве завершается процесс над бывшими экс-начальниками ГУ МВД - Умновым, его замом Абакумовым и начальником ГИБДД Семеновым, арестованными еще три года назад. 1 июля прошли перекрестные допросы. 47news слушал часы аудиозаписи и наткнулся на удивительный диалог. К тому же автор лично был очевидцем той необычной и еще не запечатленной в СМИ эпопеи.

Для интриги покажем, с каким настроем живет в Израиле когда-то всесильный замминистра МВД РФ Михаил Суходольский.

Обои ободрать

- Были ли ремонты в твоем кабинете? А если были, то при каком руководителе? – задает вопрос арестованный и бывший заместитель начальника петербургского ГУ МВД, генерал Иван Абакумов арестованному и бывшему начальнику ГУ МВД, генералу Сергею Умнову.

Они часто переходят на "ты". Это понятно и естественно.

- Я помню только один ремонт - при Суходольском, - отвечает Умнов, добавляя лишь слово: "Москвич". И Умнов начинает рассказ: "Он приехал и приказал ободрать все обои, так как боялся прослушки".

Суходольский назначен в июне 2011-го начальником ГУВД.

Абакумов просит подробнее.

- Это сам кабинет начальника главка, большая вторая комната. Он там приказал все содрать со стен. Я спросил его, зачем он обдирает? Хороший же ремонт. Он сказал, что кругом спецслужбы и везде могут быть вмонтированы жучки.

При первом же появлении Михаила Суходольского в здании главка на Суворовском проспекте он реально всех ошарашил – явился в окружении нескольких телохранителей. Так и вышагивал по коридорам под смешки. Как говорили, с порога начал работать над своим авторитетом.

Аквариум налить

- Потом поставил себе огромный аквариум и запустил туда рыб, - продолжает Умнов.

- Акул? – переспрашивает Абакумов явно с хорошим настроением.

Автор хорошо помнит тот аквариум. Когда однажды зашел к Умнову в кабинет, я, смеясь, спросил, мол, на кой черт он нужен.

Так эта дура куплена за госсчет, а к тому же он такой громадный, что его трудно разобрать, не говоря, что рыб надо кормить.

- Нет, но много рыб. Купил диваны, кресла, а из зала совещаний он всех выгнал и сделал там себе личный фитнес-зал, куда занесли различные тренажеры. А до этого это был зал человек на 40. Мы его греческим называли.

- Какое отношение это имеет к рассматриваемому обвинению? – прерывает их судья.

- Большое. Это расходование бюджетных денег, - замечает Абакумов. Судья уступает, Умнов перечисляет: "Суходольский сразу поставил электронные замки на втором этаже, где расположен кабинет начальника главка и отсек посетителей. Чтобы никто не мог пройти. И все с кипами документов стояли перед этим отсеком".

Унитаз поставить

Абакумов: "Вот это все неважно – вон прокурор улыбается. А вот то, что потом Умнов отремонтировал туалет себе в 2000 году – это важно, это ложится в обвинение. Можно в музей поставить тот унитаз? Вот я выйду когда - найду тот унитаз и поставлю в музей милиции".

- Я хотел бы остаться в памяти не благодаря унитазу. Это я серьезно, - хмурится Умнов.

Абакумов: "А я бы еще над унитазом повесил копию нашего уголовного дела". И вновь Абакумов: "А вы на мероприятиях забирали себе в карманы бутерброды?"

- Не было такого, - недовольно реагирует Умнов, но не осаживает бывшего подчиненного, который откусывает и за себя: "И я такого за собой не помню. Я на мероприятиях ел только при министре".

- Заканчивай, - злится Умнов.

- Нет. Так уж устроено наше уголовное дело, что в одном месте расходование на праздники – это, согласно следствию, разумно и правильно, а в другом проведение праздников для подчиненных – это якобы все мы устроили для поднятия имиджа Умнову, Абакумову, Семенову. Одни и те же сотрудники ели одни и те же бутерброды. Есть разумное объяснение этому? Чем отличаются эти люди? Когда отмечали праздники 9 мая, другие праздники? – настаивает Абакумов.

- Мы находимся здесь не за это. А за то, что не дали украсть эти средства, - неожиданно оглашает Умнов и тут же находит отклик у Абакумова: "За правду надо сидеть. Ремарка: со мной сидел Томбиев Марат (следователь СК, рекордсмен по взяткам, получил 16 лет). Он мне говорит - Я сижу за миллиарды, а вы-то за что?".

Вступает прокурор: "Сергей Павлович, скажите пожалуйста, когда вы назначились на пост начальника ГУ МВД, появились ли у вас помощники? Какие кадровые перестановки вы совершали?"

- Никаких. Я имею ввиду, что у начальника главка есть один помощник, он мне остался от предыдущих. А вот Суходольский привез четырех секретарей, которых разбрасывал на разные должности и двух офицеров – водителей, хотя положен один сержант.

Каски схватить

Прокурор: "А что там за история с увольнением Суходольского?"

- После установления не очень хороших отношений с личным составом - происходило так: в 9 утра он собирал всех, ставил задачи и пропадал, а в 20:00 спрашивал о выполнении и вновь пропадал - приехала комиссия министерства, направленная министром Нургалиевым. Как раз по поводу его руководства. Суходольский же заместителем министра до этого был.

- Откуда Нургалиев узнал о нарушениях? – спрашивает сторона обвинения.

- А что у нас министр слепой или глухой? Комиссия начала работать, кадровый аппарат начал проводить тестирование сотрудников по 36 районам Петербурга и Ленобласти, и в этот момент Суходольский объявляет план "Крепость" – он заблокировал всю министерскую группу. Они набрали меня по телефону и говорят, что мы лишены свободы, здание культурного центра ГУ МВД блокировано ОМОНом. Я позвонил Суходольскому, мол, что это? Что происходит? А он отвечает, что это его решение и командует мне: "Хватайте каски, автоматы и все к окнам!". Затем мне звонит министр и спрашивает: "Вы что там вытворяете?!". Я набрал командира ОМОН и говорю, что это незаконное решение Суходольского, немедленно разблокируйте министерских работников и доставьте их ко мне. Они прибыли ко мне в кабинет, а Суходольский отрубил мне всю секретную телефонную связь. Тогда я выехал на запасной командный пункт и доложил все министру. Мы послали шифротелеграмму. Министр доложил на тот момент президенту Медведеву. В результате Суходольского сняли.

Даже по аудиозаписи почувствовалось, что все присутствующие в суде выдохнули после рассказа этого триллера.

К нему не подходить

- Как же Нургалиев не знал? – из последних сил интересуется прокурор.

- О чем вы говорите! – будто разводит руками Умнов, а через паузу таинственно плюсует: "Раз вам так интересно, то Суходольский претендовал на должность министра. Отсюда и все. Поэтому дальше интересуйтесь в другом месте".

Пауза.

И Умнов произносит явно в сторону Генеральной прокуратуры: "Да, да, да".

Мне жаль, что не являюсь участником процесса. Я еще бы добавил к этому шоу. Как-то: после решения президента РФ о его отстранении генерал Умнов зашел в его кабинет – будущий свой. Далее цитирую самого Умнова – он мне это говорил еще в те дни под слово о неразглашении (но теперь-то можно): "Захожу к нему, еще не успел ничего сказать, а Суходольский стоит в генеральской форме и орет: "Не подходите ко мне, я застрелюсь!" Я сам испугался - сейчас застрелится, а потом мне доказывай, что я не верблюд".

Минут через 15 после всего этого Суходольский запрыгнул в свой "Мерседес", машина выскочила из ворот ГУ МВД и по встречке ушла в неизвестном направлении. Направление бывшего зама министра МВД и начальника ГУВД Петербурга и Ленобласти вы можете пересмотреть в ролике из начала текста.