Денис тридцать лет прожил в Суоми и напрочь забыл русский язык. Европа его вытурила в два счёта, как только узнала, что он нелегал со стажем. Считай, со школы.
Удивительный житейский ребус пытаются разгадать в кризисном центре "Тёплый Север" в Выборге. Хитрый судебный зигзаг прибил в эту организацию 43-летнего россиянина Дениса Сороко. Три недели назад 8 октября его вытолкнула из себя педантичная Финляндия. До Выборга отторгнутый Денис добрался на случайных попутках, а потом пять дней обитал на железнодорожном вокзале.
"По-русски он, считайте, совсем не говорит. Приехали с ним в наш паспортный стол. А он только кивает и повторяет: "Окей". Только-только пытается отдельные слова вспоминать", - кратко описал корреспонденту 47 news масштаб коммуникационной проблемы координатор центра Сергей Сизиков.
Дело в том, что с Выборгом Денис попрощался восьмилетним первоклашкой в 1992 году. Свою дошкольную жизнь в позднем Союзе он не помнит совершенно, а в России не был больше 30 лет. Поразительно, но родную речь россиянин, так и не ставший официальным финном, умудрился напрочь позабыть проживая в Иматре, где за каждым прилавком и на каждой кассе изъясняются по-русски.
Как стало известно нашему изданию, "точно не финна, но вроде как и не совсем россиянина" Дениса удалось пристроить при районной выборгской больнице. В учреждении появились сложности с работой лифтов, и теперь наш "европеец" помогает с доставкой пациентов на верхние этажи. Из работы это пока всё, что могли за пару дней подыскать для Дениса Вадимовича Сороко 1983-го года рождения. По сути это и всё, что точно известно о персоне.
В "Тёплом Севере" попросили передать читателям 47news: если вам эта фамилия, имя и отчество что-то говорят, то свяжитесь с кризисным центром. Не исключено, что кто-то из выборжан сможет вспомнить, что с ним вместе в далёком 1992 году в классе учился такой мальчик. Дело в том, что Денис совершенно не ориентируется в Выборге, единственный адрес, который он знает — улица и дом из детства. Если учитывать эти вводные, то герой мог, скорее всего, учиться либо в школе №7, либо в одиннадцатой.
Денис Вадимович Сороко, фото - кризисный центр "Тёплый Север"
Из разговора корреспондента 47news с представителями кризисного центра пока что складывается картина примерно с таким захватывающим названием: "Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Дениса Сороко, юного школьника из Выборга, прожившего 30 лет на финском берегу Вуоксы в городе Иматра, куда он был выброшен волнами судьбы после крушения Советского Союза, с изложением его неожиданной встречи с принципиальными европейскими полицейскими и последующей экстрадицией".
На данный момент не по своей воле репатриант смог изложить хронологию своих бед примерно следующим образом.
Ребёнком в Выборге он жил с мамой, а та нашла мужчину из ближайших иностранцев, то есть финнов. В 1992 году они перебрались к отчиму в Иматру. На тот момент главным документом школьника было свидетельство о рождении советского образца. Мать видела своё будущее в Финляндии и возвращаться с сыном на родину не планировала.
Однако получить финское гражданство и положенные полноправному европейцу блага россияне не смогли. В паспорте с грозным финским лёвою им в итоге отказали. Отчим родного отца заменить не смог. Матери не стало в нулевые. Её похоронили в Иматре. Тем не менее, мальчик родом из России смог отучиться в финской школе, закрепиться и интегрироваться в местное общество. Уже молодым человеком Денис сблизился с финкой, а в 24 года сам стал отцом.
Но на собственном семейном фронте у Дениса не сложилось. Его сыну в настоящее время уже 18 лет. В отличие от папы, парень является официальным гражданином Суоми, как и его мать. С ней он и живёт в городке Коувола, что на полпути к Хельсинки. С отцом-россиянином связь не поддерживает.
Документом, по которому Денису какое-то время худо-бедно удавалось легально обитать в Финляндии, был загранпаспорт РФ. Он получил его восемнадцатилетним ещё в 2001 году в российском консульстве. То есть даже ради этой бюрократической процедуры он на родину не возвращался. Через пять лет, в 2006-м, срок действия "загранника" истёк. Больше попыток легализоваться Денис не предпринимал.
Без малого через два десятка лет всё-таки наступил момент, когда документы понадобились — финские полицейские заинтересовались Денисом. Просроченный российский загранпаспорт их категорически не устроил. Далее последовало решение отправить гражданина Сороко на родину. Так герой оказался на границе. Сам Денис, как поняли его в кризисном центре, упоминал МАПП "Нуйямаа — Брусничное". Отметим, что с конца 2023 года этот переход, как и другие автомобильные пункты пропуска на финляндско-российской границе, закрыт решением официального Хельсинки. По данным 47news, финская сторона отправила Дениса на родину через эстонское окно, в Россию он въезжал через КПП "Нарва — Ивангород", а дальше на попутках до Выборга.
"У него из вещей — рюкзак, а загранпаспорт завернут в салфетку. До Выборга добрался на какой-то попутке. В городе не ориентируется. Пять дней жил на железнодорожном вокзале. Такое впечатление, что он и не ел всё это время. В итоге он зашёл в Спасо-Преображенский собор. Там его свечница приметила. Дала контакты центра, наши визитки в церкви лежат. Теперь пытаемся во всём этом разобраться. А Денис каждый вечер за финско-русским словарём сидит", - рассказал 47news Сергей Сизиков.
По словам координатора центра, в настоящее время "Тёплый Север" готовит обращение в Совет депутатов города Выборга, чтобы власти помогли запустить процесс легализации недогражданина.
