Опубликованы документы с доказательствами массового уничтожения молодых пациентов психбольницы в Ленобласти во время Великой Отечественной войны. Тем, кто не умер от голода, кололи специальный состав.
Как передает 17 января ТАСС со ссылкой на Управление ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, рассекречены документы из уголовного дела о расправе немецкой оккупационной администрации над пациентами психиатрической больницы имени Кащенко в Гатчинском районе. Преступления совершены в ноябре 1941 года.
Как следует из опубликованных материалов, с немецкими офицерами, майором Шперлингом и капитаном Хегером, сотрудничали семеро из числа персонала психиатрической больницы и еще один местный житель. Также в курсе плана был назначенный оккупантами начальник больницы Шахроманян. Все они согласились сотрудничать с нацистами добровольно.
Пациентам вводились смертельные инъекции. В рассекреченных документах упоминается, что всего за день, 20 ноября 1941-го, таким способом были умерщвлены около 850 пациентов психиатрической больницы.
"После уколов у больных быстро наступало сонливое состояние, у некоторых наблюдались судороги и в течение не более трех часов наступала смерть", - говорится в сообщении ТАСС.
Это происходило в усадьбе Сиворицы, где на тот момент размещалась больница имени Кащенко. После захвата объекта фашистами в августе 1941-го помещения были разграблены, а 1300 пациентов поместили в корпус, где по нормативам могло содержаться всего 200 человек. Люди находились в условиях антисанитарии, испытывал голод. Им выдавали по 100 граммов хлеба в сутки, с октября 1941 года подопечные больницы были лишены и этого питания. К ноябрю того же года умерли 200 гражданских. Опрошенный агентством историк спецслужб рассказал, что на тот момент это были преимущественно молодые люди и несовершеннолетние в возрасте от 12 до 17 лет.
Осенью 1943-го оккупанты попытались скрыть массовое убийство пациентов психбольницы. Они разрыли могилы с телами и пригнали около 20 пленных красноармейцев, чтобы заставить их сжечь останки. Под усиленной охраной немецких солдат пленные делали это около двух недель. После этого уже самих советских пленных военнослужащих привели в сарай, где заперли и сожгли заживо, о чем свидетельствовали жители Ручьев.
После освобождения Гатчины и района в феврале 1944 года на участке рва к югу от Сивориц обнаружили место массового захоронения.
Среди опубликованных документов выписки из актов о злодеяниях нацистов в Гатчинском районе, копия приговора Военного трибунала от 9 апреля 1944 года, протокол допроса главного судмедэксперта Ленинградского фронта Андрея Владимирского. Он указал, что для убийства могла быть использована смесь на основе морфина и солей тяжелых металлов.
Приговором суда двум медсестрам больницы, Ядвиге Ракович и Эмилии Поляковой, назначено 10 лет исправительно-трудовых лагерей с поражением в политических правах на пять лет и конфискацией имущества, остальные обвиняемые - врачи-ординаторы больницы Людмила Степанова и Фелиция Горлицина, санитар Владимир Татищев, помощник завхоза Петр Петров, смотритель зданий больницы Владимир Кудряшов и изменивший присяге красноармеец, местный житель Петр Богомолов - были приговорены к расстрелу, также с конфискацией имущества.
