Не смог пройти мимо ошибки на мемориале, а дальше понеслось. Лазал на стелу, красную звезду винтил с маркетплейса, так и до могилы добрался. Дальше – бюст без носа.
3 февраля, в день 115-летия со дня рождения писателя-пограничника Льва Канторовича, может, мало кто вспомнит, что это за личность, а для жителя Светогорска Егора Гунцовского то была легенда. И когда в 2024-м в заросшем парке под городом Егор увидел обелиск в честь этого человека, остановился как вкопанный. И дело даже не в том, что мемориал среди мусора клонился к земле, хотя и в этом тоже. Но главное, в имени Егор увидел ошибку. Это история о мини-походе гражданина вроде как за исторической правдой.
Лев Канторович - уроженец Петербурга. Не только писатель, но и автор сценариев. По его повести "Враги" снимали фильм. Писал же о походах и путешествиях, пограничниках и моряках. И сам ходил матросом в полярной экспедиции, служил в погранвойсках. Погиб 30-летним в 1941-м в боях под Выборгом. Стелу под Светогорском, говорят, ему ставили пограничники.
- И вот смотрю я – на табличке ошибка в фамилии и дата рождения не та. Он не 6-го февраля, а 3-го родился. Памятник весь кривой, цепи и звезды красной нет, тропинка до него в мусоре и рядом куча мусора лежит. Я и давай писать письма, – рассказывает нашему изданию Егор.
Так вышло, что до этого визита в парк он читал о Канторовиче статьи краеведов. И как-то врезалось в память. Что обелиск появился ровно в том месте, где нашли тело писателя, он скончался, когда раненный полз к военному госпиталю.
Сам Гунцовский в прошлом КВН-щик, играл в различных командах Ленобласти, было время, работал госслужащим, сейчас же занимается дизайном. Ему 47. Владеет светогорским изданием "Свет", но в публикациях нашлись только пожелания с добрым утром и фото-видео с котиками. "Потому что цель – дарить людям радость в наше непростое время", – ответил на это Егор.
- Сначала написал обращение в погранслужбу, все-таки их же памятник. Письмо принес лично дежурному, просил входящий номер – не дали. И вообще не ответили, – недоумевает Егор.
Пришлось писать уже в администрацию Светогорска. Отреагировали: провели у мемориала субботник, обелиск подняли трактором, забетонировали. Ошибки на табличке исправили.
- Единственное, звезду не поставили. Ну как без красной звезды? В итоге сам заказал пластиковую на "Озоне". Ставили с товарищем, Сергеем Плехановым. Сложно прикрепить было, там же острие на памятнике, пришлось сверлить сверху. Лестницу там не поставить, земля очень мягкая. Подкатили катушку из-под проводов, корячилась с нее.
- Не боялись, что стела у вас треснет? Да и вообще что-то делать с мемориалом без разрешения, так можно и на осквернение попасть, – заметил 47news.
- Не, Сергей спецуха в этом плане. Мы туда еще саморезик заделали и клей водостойкий, чтобы звезда в мороз не потрескалась. Так что все продумано надолго. Ну а что увидел бы кто, так я не боюсь. Только там обычно никого не бывает.
В итоге звезда на обелиске стоит около тысячи рублей.
Дальше Гунцовский решил заняться могилой героя. Она на Волковском лютеранском кладбище в Петербурге. Писал в администрацию погоста. "Я ему не родственник, а просто патриот своей Родины, родившийся и живущий в Светогорске, узнавший об удивительной судьбе писателя-пограничника. В Светогорске мне удалось инициировать восстановление памятника на месте гибели Л.В. Канторовича, я бы хотел восстановить и облагородить место его захоронения. Подскажите, пожалуйста, сможете ли вы мне в этом помочь?" – написано настолько простодушно, что ответили уже на следующий день.
Прислали фото и точку на карте (координаты: 59.901534, 30.371262). Сообщили, что на могиле прибрались. Однако заметили, что для ремонта или замены надгробия, в том числе для установки таблички, все-таки нужны документы. А где их возьмешь, когда не родственник, а человека нет уже как 80 с лишним лет?
- А там же и фото нет. Ну, я просто табличку c фотографией на специальном ламинате сделал и к заборчику на могиле закрепил. Конструкция не капитальная, но от выцветания и дождя защищает. И в случае чего можно быстренько снять, – по-простому рассуждает Гунцовский.
- Чем вас так зацепил Канторович?
- Человек, который кучу всего видел в жизни. И по северным морям ходил, журналистом был, писал книги, фильм по нему сняли. И все до 30 лет! И ведь мало людей об этом знает, и это потихоньку угасает...
Сейчас Гунцовский разведал, что в Светогорской школе есть старый бюст Канторовича с отколотым носом. И хорошо бы его восстановить и где-то использовать. Например, на улице Канторовича в городе.
