Волонтеры и силовики нырнули в квест: мать с дочерьми уехала, отец говорит о странном сообществе. 47news разгадал с позиции юристов и добровольцев-поисковиков.
Розыск 18-летней Марины и 11-летней Иры из Петербурга продолжается, 13 февраля рассказали 47news в полицейском главке. На третий день их исчезновение стало публичным. Отец полагал, что дочери с матерью оказались в секте.
Само слово в сознании масс вызывает понятные ассоциации. 47news узнал подробности поисков у волонтеров и спросил юристов, как решать задачу: родители спорят, с матерью двое детей, где они - неизвестно. При этом есть стойкое предположение, что младшей грозит опасность.
- Исходить нужно из того, что неизвестно местоположение, в первую очередь, несовершеннолетней. В этом случае у отца не только право, но и обязанность - выяснить, где она, - рассуждает заместитель заведующего адвокатской консультацией Interlaw Имран Сербиев. - В противном случае он может быть привлечен минимум к административной ответственности за неисполнение родительских обязанностей. Так что бить нужно во все колокола: обращаться в органы опеки, правоохранительные органы - подключать всех ответственных за жизнь и здоровье ребенка.
Адвокат коллегии "Тонковъ и партнеры" Кирилл Оганов отметил, что с точки зрения самых срочных шагов один из родителей может подать заявление об исчезновении близких без вести.
- Подавать его можно когда угодно, вопреки суждениям, нет никакого срока в трое суток. В этом случае первыми должны реагировать подразделения полиции, которые занимаются защитой детей. Далее нужно выяснять, где находятся члены семьи, насколько им грозит опасность. Не исключено, что доводы про секту - оценочные суждения отца, - заметил юрист.
Собеседник добавил о распространенной практике, когда одновременно с поисками возбуждается уголовное дело об убийстве. Сама процедура не означает факта физического насилия. С эмоциональной точки зрения это вызывает широкий резонанс, а у силовиков появляются дополнительные инструменты для розыска. Например, назначаются разнообразные экспертизы, подключаются дополнительные подразделения. Например, полицейское Бюро специальных технических мероприятий - для контроля сигнала мобильных телефонов, поиска следов в глобальной сети.
Собеседники в поисково-спасательном отряде "ЛизаАлерт" также рассказали 47news, что поиски девочек отряд не прекращает. Волонтеры работают в связке с полицией и СК. Добровольцы участвуют в информационном режиме, то есть распространяют ориентировки и собирают свидетельства очевидцев.
"В СМИ получила распространение видеозапись, сделанная после пропажи сестер. Но "выходит на связь" не всегда означает "найден", особенно если речь идет о ребенке",- уточнили в отряде.
47news также публиковал кадры. Где снято видео - неизвестно. Девочка-подросток с сестрой сидели вместе с матерью, в целом, в уютной обстановке, на головах были платки. Обращение начала старшая дочь. Доклада о результатах проверки ждет председатель СК России.
- Само наличие таких видео не означает, что с людьми все в порядке. Нам неизвестно, не записано ли оно под принуждением. Поэтому в первую очередь нужно установить местоположение матери и детей, выяснить, нет ли угрозы жизни, - отметил адвокат Сербиев.
Насколько известно нашему изданию, об исчезновении заявил отец. Поиск может быть остановлен по согласованию с ним и следственными органами, уточнил один из опрошенных волонтеров. Мать родительских прав не лишена и дееспособна.
- Сын инициировал лишение бывшей жены родительских прав. На бракоразводном процессе она не присутствовала, с кем должны жить дети, тогда не решалось, - рассказала 47news бабушка двух внучек, Мария. - Надеемся, что органы опеки инициируют досрочное заседание, где определят, что дети должны жить с отцом. Понятно, что старшая дочь в праве решать самостоятельно, но без судебных решений по младшей у полицейских не будет оснований для возвращения отцу.
Отец двоих дочерей на наши звонки не ответил. В комментариях прессе глава семьи и его мать указывали, что мать девочек разделяет идеи сообщества "Русская православная церковь - Царская империя". Теологи неоднократно называли ее сектой. Адепты верят в наступление конца света в 2028-м, проповедуют отказ от официальных документов, гаджетов, любой электроники и общения с близкими. Жить предпочитают в лесах Ульяновской области. В видеообращении мать со старшей дочерью, напротив, указывали на действия отца. В частности, в решении квартирного вопроса.
Адвокат коллегии "Тонковъ и партнеры" Оганов добавил, что после обнаружения девочек соответствующим органам нужно изучить условия, в которых находилась в том числе несовершеннолетняя.
- Если с экстремистской или террористической организацией примерно понятно, что формат жизни в ней скрытный, то в случае сообщества, объединенного общим интересом, нужно выяснять, как соблюдались условия с точки зрения жизни и здоровья. Например, младшей девочке нужно посещать школу, - отметил Оганов.
Практикующий юрист Эрик Амирян подчеркнул, что подобные споры за детей всегда сопровождаются неприятными обвинениями родителями друг друга: "Каждая сторона пытается очернить другую. Поэтому подходить к проблеме нужно очень объективно и взвешенно. Крайне важно, была ли пара разведена на момент исчезновения детей, с кем из родителей их оставил суд".
Поиски продолжаются в том числе далеко за пределами Ленинградской области. В Новгородской области нет собственного подразделения отряда "ЛизаАлерт", помогают добровольцы дружественного отряда "Феникс". Волонтеры реагируют на сигналы очевидцев и данные от полиции.
Ориентировка поисковиков "ЛизаАлерт"
Присмотреться к портретам просят жителей Москвы и Подмосковья, Ульяновской, Псковской, Костромской, Владимирской областей, Нижнего Новгорода, Волгограда, Рязани, Новосибирска, Ярославля, Вологды, Твери.
Андрей Карлов, Дарья Шорохова,
47news
