После подъема израильского борта № 1 47news посмотрел, какие самолеты эвакуируют лидеров в случае ядерного удара. Премьер-министру Нетаньяху самолет стоил слишком дорого, наш Ил безоружен, но автономен. Американцам холодильников и микроволновок хватит на неделю.

В хронике удара Ирана по Израилю 14 апреля появлялись сообщения о "борте № 1", поднятом в небо над атакованной страной. Онлайн-сервисы слежения за полетами фиксировали, как накануне вечером Boeing 767-338ER с бортовым номером 4X-ISR взлетел с авиабазы Неватаим у города Беэр-Шева, развернулся на юге страны, отошел от берега и завис над Средиземным морем.


запись видео сервиса Flightradar 

Правительственный самолет Израиля называют романтично - "Крыло Сиона". Примечательно, что в вооруженные силы страны он поступил относительно недавно, в 2019-м. До этого борт выполнял рейсы австралийских авиакомпаний. А лидеры Израиля летали на коммерческих самолетах, которые Министерство обороны арендовало у воздушного флагмана "Эль-Аль". 

Израильский борт № 1 вмещает до 120 пассажиров. Оборудован рабочий кабинет премьер-министра, спальня с ванной и отдельным душем, зал для совещаний и отдельная "боевая комната" - центр управления войсками на земле с воздуха. Связь осуществляется по защищенным каналам. Воздушное судно дежурит на военной базе для эвакуации кабинета министров в случае большой войны. Планировалось, что в мирное время будет перевозить главу правительства через океан.

скриншоты Flightradar и израильских СМИ

Так сложилось, что Биньямин Нетаньяху ни разу не пользовался самолетом с национальной бело-голубой ливреей и звездой Давида на хвосте. Покупку оформляли на фоне скандала - стоимость сделки с учетом переоборудования и модернизации выросла с 393 до 750 млн шекелей (18,8 млрд рублей по текущему курсу). Преемники также не поднимались на борт. Два года самолет стоял законсервированным, а новый тренировочный полет провел в начале 2023 года. Государственные аудиторы критиковали главу кабмина за лишние траты.

"Государственный контролер заявил, что средняя стоимость перелета на новом самолете будет почти вдвое выше, чем при аренде частного самолета для официальных целей", - писала The Times of Israel.

В публикации также отмечались масштабы воздушного судна. Критики недоумевали, зачем нужен самолет на 120 персон, если средний размер официальной делегации - 60 человек. Впрочем, тот же ревизор хвалил оснащение, продуманное с точки зрения безопасности.

Другое название самолета израильского премьера - AirForce One, по аналогии с американским самолетом "Судного дня". Boeing E-4B Nightwatch ("Ночной дозор") эксплуатируется ВВС США с 1974-го. Президент, глава Пентагона и другие военные чиновники поднимутся на борт в случае ядерной войны, если наземные командные пункты пункты будут разрушены или серьезно повреждены.

2024-04-15_15-36-41.png

скриншот с сайта Boeing

Машиной управляют четверо: командир, второй пилот, штурман и бортинженер. Салон примет до ста человек, а внутри оборудован полноценный воздушный командный пункт. 70-метровый фюзеляж поделен на три палубы. Глава Белого дома с товарищами размещается на средней: созданы кабинет, рабочая зона, спальни и гардеробы. Для стюардов и службы безопасности - всего четыре места. В той же части - зона оперативных решений и отправки приказов на 30 кресел. На борту стоят холодильники, микроволновки, электрические плиты. Самолет укреплен от поражающих радиоэлементов и может находиться в воздухе неделю при условии дозаправки. За рубеж президент США вылетает кортежем: воздушный командный пункт летает следом за ним, как и адъютант с ядерной кнопкой.

RIA_8183087.MR.900.jpg Воздушный командный пункт Ил-80 и многоцелевой истребитель МиГ-29 , Максим Блинов, РИА Новости

Российский аналог самолета "Судного дня" - Ил-80. В эксплуатации с 1992 года. Основные характеристики держатся в секрете. Спецборт защищен от радиации и оружия массового поражения, энергосистема усилена специальными генераторами в крыльях. Внешняя особенность - в средней части фюзеляжа отсутствуют иллюминаторы. Воздушное судно в случае обрыва связи с землей может перемещаться абсолютно автономно, при этом обеспечена связь с наземными войсками, ВМФ, космическими войсками и стратегическими подразделениями. По протоколу, в случае ядерного удара самолет используется для эвакуации верховного главнокомандующего, высшего командного состава ВС РФ, оперативной группы офицеров Генштаба и технических специалистов для обслуживания спецоборудования. Управляет машиной экипаж из пяти человек.

Вооружений на самом Ил-80 нет. Планируется, что в случае тревоги поднимается в воздух с группой истребителей.